Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А. ,Затравкин С. Н.,Сточик А. А.

Источник: Архив патологии, 2006, № 3

Возникновение и развитие патологии как науки и предмета преподавания

В историко-медицинской литературе сложилась устойчивая традиция рассматривать историю патологии главным образом, а подчас исключительно, как историю смены и сосуществования различных медицинских (патологических) систем и учений. Известны десятки работ, в которых подробно описываются, разбираются, сопоставляются и классифицируются многочисленные медицинские (патологические) системы и учения от времен Гиппократа до середины XIX века. Такой подход к разработке проблем истории патологии, вне всякого сомнения, имеет право на существование и уже доказал свою эффективность, позволив установить преемственность и влияние отдельных идей на развитие как теоретической, так и практической медицины. Вместе с тем он не может и не должен быть единственным при изучении истории патологии. Не может потому, что полностью выводит за рамки рассмотрения и исторического анализа чрезвычайно важные факты: в XVII веке в недрах теоретической медицины зародилась, а в середине XVIII века окончательно сформировалась и выделилась в отдельный раздел медицины новая медицинская научная и учебная дисциплина — патология.