Авторы: СТОЧИК А. М., ЗАТРАВКИН С. Н.

Источник: Акушерство и гинекология, 1996, № 3

Акушерство и его преподавание на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке

Акушерство является, пожалуй, единственной медицинской дисциплиной, в истории которой самое большое значение имели события, происшедшие в XVIII веке. Возникновение и развитие "учения о тазе" (Г. ван Девентер, Жан Луи Боделок, Л. Гейстер), изобретение и усовершенствование акушерских щипцов (Дж. Пальфин, А. Левре, Д. Грегуар, В. Смелли), разработка "учения о естественных родах" (Т. Денман, Н. Пюзо), окончательное введение в акушерскую практику кесарева сечения — вот далеко не полный перечень основных, по существу революционных, открытий XVIII века, обеспечивших бурное развитие акушерства и как научной дисциплины, и как сферы практической деятельности [5, 6, 8, 12]. В этом плане ничуть не меньшую роль сыграли также организация первых специальных акушерских учебных заведений и начало подготовки специалистов.

Вплоть до XVIII века помощь при родах оказывали главным образом повивальные бабки или, как их еще называли, "повивальные бабушки". Кроме родильного дома, открытого в XVII веке при Hotel-Dieu в Париже, каких-либо учебных заведений для их подготовки не существовало. Эти чаще всего пожилые женщины без какого-нибудь даже начального образования приобретали и совершенствовали свои навыки в порядке ремесленного обучения у коллег по "цеху", в процессе собственной повивальной практики или в лучшем случае под руководством городского врача. Большая часть повивальных бабок находилась на полулегальном положении, поскольку уже с XV века в большинстве стран Европы для этой деятельности требовалось получить разрешение в органах территориального управления, а экзамен на право практики удавалось сдать лишь единицам [5].

Мужчины, будь то врачи или хирурги, допускались к роженицам только в самых крайних случаях, когда все возможные меры помощи со стороны повивальной бабки были уже исчерпаны и стоял вопрос о жизни и смерти матери [11]. Лежавшее в основе такого положения дел представление о недопустимости присутствия мужчины при родах имело и другие следствия.

Основным из них являлось отсутствие учебных заведений для полноценной или хотя бы теоретической подготовки в области акушерства. На первый взгляд может показаться, что эти вопросы никак между собой не связаны. Однако не следует забывать, что в XVII веке женского образования еще не существовало. Женщины не имели права поступить ни в университет, ни в какое-либо другое учебное заведение, а обучать мужчин повивальному делу в рамках университетской подготовки или в немногочисленных специальных хирургических школах при больницах было попросту незачем. Именно в связи с этим акушерство на медицинских факультетах европейских университетов вплоть до первой половины XVIII века как самостоятельная дисциплина не преподавалось, поскольку мужчины не могли присутствовать при родах, а женщины — учиться в университете. В лучшем случае на медицинском факультете того или иного университета освещались отдельные вопросы из этой области знания в курсе хирургии. Даже если такое преподавание и велось, то, во-первых, оно не было направлено на освоение слушателями, пусть даже чисто теоретическое, всего объема сведений по этой дисциплине, а во-вторых, носило главным образом характер частной инициативы профессора анатомии и хирургии и преследовало цель обеспечить возможность выпускнику медицинского факультета (в случае его назначения в дальнейшем на одну из государственных медицинских должностей) более или менее компетентно принять экзамен у повивальной бабки.

Другим не менее важным следствием установки общества на недопустимость присутствия мужчины при родах, затрагивавшим уже в большей степени акушерство как научную дисциплину, явилось то, что основное внимание немногих врачей или операторов, кто несмотря ни на что все-таки посвятил себя акушерской деятельности, было сконцентрировано на средствах помощи при тех или иных формах патологии беременности и родов [5, 6, 8]. Это привело к тому, что физиологическая беременность и "естественные" роды продолжали оставаться terra incognita. Поскольку в то время какая-либо помощь при осложненных родах могла быть только хирургической, в глазах представителей врачебного сословия акушерство было частью оперативной хирургии, а потому во многом повторило ее судьбу.

Ключевые слова: история медицины, история акушерства и гинекологии, история медицинского образования