Авторы: Сточик А. М., Шамин А. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 5

Преподавание химии на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке

Восемнадцатому веку принадлежит особое место в истории химии. Начавшиеся еще в XVII веке процессы размежевания химии и медицины и становления химии как единой и самостоятельной науки в XVIII веке протекали наиболее интенсивно и практически завершились. Еще сохранялись пережитки ятрохимического теоретизирования, еще химия преподавалась исключительно на медицинских факультетах, но само преподавание претерпевало принципиальные изменения, а основная масса химических исследований проводилась с целью накопления эмпирического материала, главным образом для выяснения состава живых организмов, изучения веществ органического происхождения, развития и совершенствования фармацевтического дела, горнорудного и металлургического производства. Прямым следствием изменений химии как системы знания, изменений, связанных прежде всего со стремительным распространением экспериментальных исследований, основанных на определении физических параметров тел (масса, объем, температура), стало создание первых общих химических теорий — теории флогистона (И. И. Бехер, Г. Шталь), а затем кислородной теории горения (А. Лавуазье).

С начала XVIII века постепенный отказ от ятрохимических идей происходил одновременно с дивергенцией интересов при изучении методами химии биологических объектов: чисто медицинская (и фармацевтическая) линия стала отделяться от интересов химиков-натуралистов. Эти изменения протекали на фоне длительного и сложного процесса систематизации биологических объектов, без которого было невозможно развитие представлений о единстве живой природы.

В 1702 г. Н. Лемери в "Cours de Chimie" еще разделял цар-ства природы, а в 1735 г. была создана "Система природы" К. Линнея, основанная на едином принципе классификации (хотя и искусственном) для всех трех царств".

Параллельно рос интерес к химии "неживых" объектов, главным образом минералов, к промышленной химии, необходимой для развития горнорудного дела и металлургии. Все это отразилось на преподавании химии в университетах, разнообразных по традициям, уступавших давлению дивергирующего знания или отстаивавших канонические подходы.

Медицинские факультеты, имевшиеся практически во всех университетах, были наиболее универсальными центрами естественнонаучного образования, в которых курсы химии были представлены чрезвычайно широко. При этом содержательно они охватывали не только "зону взаимодействия" химии с медициной, куда входили различные разделы фармации: "медическая" химия, фито- и зоохимия и т. п., но и области "чистой" химии (от "генеральной" и "специальной" до химии минералов и химической аналитики), а также промышленной химии. Но все эти курсы объединяли эмпирические подходы и стремление "обойти" трудности, связанные со сложностью восприятия накопленного медиками, натуралистами и аптекарями необозримого описательного материала.

Ключевые слова: история медицины, химия, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета