Авторы: Сточик А. М. , Затpавкин С. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 2

Из истоpии внедpения клинического пpеподавания на медицинском факультете Московского унивеpситета в пеpвой половине XIX века

Преподавание у постели больного на медицинском факультете Московского университета было введено в начале XIX века. До этого без малого 50 лет в полном соответствии с канонической традицией университетского медицинского образования внутренняя медицина, хирургия и акушерство преподавались сугубо теоретически. В течение нескольких сотен лет в Европе действовала "двух этапная модель" подготовки врача. На медицинских факультетах изучались естественные науки, теоретические и практические медицинские дисциплины, причем больные в качестве учебного материала не использовались. После окончания университета желающие заниматься медицинской практикой в приватном порядке проходили практическую подготовку в лечебном заведении под руководством опытного врача, после чего сдавали экзамен на право врачебной практики.

Правда в Европе к началу XIX века это положение подверглось существенному пересмотру: в ряде университетов был накоплен определенный опыт преподавания у постели больного, а главное — разработаны идеология и методика клинических занятий. Наибольшее развитие в конце XVIII—начале XIX века новая идеология подготовки врача получила в ряде университетов Германии и Австрии. В частности, в Венском университете во второй половине XVIII века была осуществлена кардинальная реформа, главной задачей которой был перенос послеуниверситетской стажировки в рамки университетского этапа обучения и переориентации медицинского факультета на подготовку специалистов: врачей, хирургов, акушеров с правом на самостоятельную практику. Именно тогда сначала в Венском, а затем и в других университетах Австрии была впервые введена процедура тематического подбора больных в клинике, начато преподавание у постели больного систематических курсов практических медицинских дисциплин, установлена строгая последовательность преподавания всех без исключения дисциплин медицинского факультета, завершающаяся клиническими дисциплинами с обязательными занятиями в клинике.

В России было известно об австрийских новациях: Екатерина II еще в 1785 г. получила из Вены обстоятельную записку, в которой достаточно подробно излагались все аспекты проведенной в Австрии реформы образования, в том числе организация и содержание учебного процесса на медицинских факультетах университетов. На основе этой записки в 1787 г. в Комитете по устройству училищ О. П. Козодавлевым был подготовлен проект университетского устава, предусматривавший, в частности, введение на медицинском факультете клинического преподавания. Однако устав О. П. Козодавлева принят не был. Более того, похоже, что среди тогдашней университетской профессуры особенно рьяных сторонников такого нововведения не имелось. Во всяком случае не известно, чтобы профессора медицинского факультета, неоднократно вводившие достаточно радикальные изменения в программу обучения, подчас не заботясь о согласовании их с петербургским начальством, в какой-либо форме ставили вопрос о необходимости клинической подготовки студентов.

Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета