Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 5

Развитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 2.

В начале XIX века, когда ведущими университетами Европы уже активно решались вопросы выбора направления дальнейшего развития клинического преподавания, медицинским факультетам России еще только предстояло встать на путь вовлечения больных в учебный процесс. На протяжении всей второй половины XVIII века на медицинском факультете единственного российского университета в Москве преподавание практических медицинских дисциплин велось исключительно с голоса, а к работе с больными студенты впервые приступали только после окончания университетского курса наук в ходе практической стажировки в Московском военном госпитале.

Поворотным событием, положившим начало становлению клинического преподавания в России, стала знаменитая александровская реформа просвещения 1802—1804 гг., включавшая в себя создание в России сети университетов и принятие новых университетских уставов, предусматривавших необходимость организации на медицинских факультетах клинических институтов и использование их в процессе обучения студентов внутренней медицине, хирургии и акушерству. И хотя высочайше утвержденные в течение 1803—1804 гг. уставы Московского, Казанского, Харьковского, Дерптского, Виленского университетов не затрагивали проблем того, как именно должны были использоваться клинические институты и каковы должны были быть организация и содержание клинических занятий, общая ориентация создаваемой системы просвещения на порядок построения учебных заведений Германии привела к внедрению в российских университетах германской системы клинической подготовки. Правда, в силу того что российские профессора оказались не готовы к столь радикальному пересмотру порядка преподавания практических "врачебных наук", произошло это далеко не сразу после введения в действие новых уставов, а спустя несколько десятилетий, в течение которых шло постепенное освоение и внедрение в учебный процесс основных элементов клинического преподавания.

Так, в Московском университете становление клинического преподавания продолжалось (с небольшим перерывом) без малого 30 лет и проходило в несколько этапов. На первом этапе (1804—1811 гг.) была создана клиническая база в составе 3 клинических институтов (1805—1806 гг.) и в ограниченном объеме началось преподавание у постели больного. Профессора Ф. Г. Политковский (патология, терапия и клиника) и Ф. А. Гильтебрандт (хирургия) проводили демонстрации больных и хирургических операций по 1 ч в неделю. Эти демонстрации не были содержательно связаны с основным курсом, который продолжал преподаваться сугубо теоретически; студенты исполняли роль пассивных наблюдателей и слушателей, не обучались навыкам работы с больными.

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования