Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А.,Затpавкин С. Н.,Гоpелова Л. Е.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 4

Замыслы pазpаботчиков устава 1835 г. и pеалии учебного плана медицинского факультета Московского унивеpситета в 1837—1845 гг.

Судьба университетского устава 1835 г., прослужившего в качестве основного закона, регламентирующего деятельность медицинского факультета Московского университета меньше времени, чем потребовалось на его подготовку, может быть по праву отнесена к числу самых больших и до сих пор неразрешенных загадок в истории отечественного высшего медицинского образования. В самом деле, 10 лет готовить устав, при¬влечь к этой работе в первую очередь московских профессоров, широко использовать их предложения и спустя всего 8 лет после введения устава в действие именно в Москве отказаться от "рожденного" с таким трудом документа, заменив его "Дополни¬тельным постановлением о медицинском факультете Императорского Московского университета" (1845).

Тем более удивительно, что университетская реформа середины 30-х годов XIX века предполагала внедрение самых передовых для того времени идей в отношении организации и содержания учебного процесса на медицинских факультетах. Напомним кратко только главные из них. Во-первых, уставом 1835 г. и "Правилами об экзаменах медицинских чиновников" (1838) впервые четко определялись целевые установки деятельности медицинских факультетов, которым надлежало полностью переориентировать свою работу на подготовку и выпуск лекарей, обладающих всеми необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной практики в качестве врачей-интернистов. Во-вторых, был разработан и подготовлен к внедрению первый единый учебный план формирования специалиста, которому одновременно с дипломом об окончании университета могло быть предоставлено право на врачебную практику. Объем и содержание преподавания всех без исключения предметов медицинского факультета должны были быть установлены исходя из их значимости для достижения конечной цели обучения. В-третьих, значительно усовершенствовалась организация учебного процесса. Впервые законодательно закреплялась так называемая курсовая система обучения, предусматривавшая строгое распределение всех без исключения дисциплин факультета по полугодиям и позволявшая добиться оптимальной последовательности в освоении студентами курса медицинских наук. В-четвертых, декларировалась только-только начавшая зарождаться естественно-научная направленность врачебного образования, важнейшим показателем которой стало включение в число предметов преподавания медицинских факультетов самостоятельного курса патологической анатомии. И, наконец, в-пятых, вместо 4-летнего устанавливался 5-летний срок обучения на медицинских факультетах, что создавало все необходимые условия для увеличения продолжительности клинических занятий с 1 года до 2 лет. Последнее обстоятельство позволило московским профессорам при обсуждении проблемы введения устава 1835 г. в действие поставить вопрос о целесообразности организации этапной клинической подготовки и создания для этого помимо существовавших в университете клинических институтов дополнительной "медико-хирургической" клиники на базе городской больницы. Министр народного просвещения С. С. Уваров тогда, в 1835 г., из-за отсутствия средств не одобрил идею развертывания новой клиники, но предложение московских профессоров привлекать студентов к работе с больны¬ми начиная с 3-го учебного года в целом поддержал.

Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета