Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 6

М. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 1.

Возникновение современной модели и современных целевых установок высшего медицинского образования относится ко 2-й половине XVIII века и связано прежде всего с внедрением преподавания практических врачебных наук у постели больного и совершенствованием его форм и методов. В Западной Европе этот процесс продолжался в течение XVI—XVIII веков. За эти два столетия преподавание у постели больного превратилось из эпизодических демонстраций, проводимых для наглядности преподавания внутренней медицины, в эффективную систему клинической подготовки, способную заменить после-университетскую стажировку и позволяющую сразу после окончания университета предоставлять его выпускникам право на самостоятельную врачебную практику. К концу XVIII века во многих университетах Европы были открыты клиники, введено клиническое преподавание внутренней медицины, хирургии и акушерства, постепенно устанавливался порядок, при котором к занятиям в клиниках допускались лишь студенты, прошедшие полный курс теоретической подготовки.

В единственном в России Московском университете вплоть до начала XIX века преподавание у постели больного не использовалось. Правда, в "Проекте Устава Российских университетов" (1787 г.), подготовленном на основе австрийского опыта в недрах екатерининской "Комиссии об устройстве народных училищ", предусматривались и организация клиник, и сравнительно большой объем практической подготовки. Но Проект так и не стал Уставом, скорее всего, потому, что его весьма прогрессивные для своего времени положения в России некому было воплощать в жизнь. Студенты медицинского факультета продолжали изучать практические врачебные науки, не видя больного. "Профессор Рихтер, коего достоинства способности и сведения превышают всякую похвалу, — писал М. Я. Мудров о постановке преподавания практических врачебных наук в Московском университете в конце 90-х годов XVIII века, — читал Хирургию превосходно; но можно ли тому поверить, что он не показал ни одной операции ни на живом, ни на кадавере? И мы ни одной не сделали. Можно ли поверить, что он учил словами и мелом делать операции, не показав строения оперируемой части на кадавере? И мы учились танцевать, не видевши, как танцуют... Акушерские его лекции приводили слушателей в восхищение. Он сам делал, и показывал нам делать, маневры с куклою над куклою, но ни один из нас не сделал ни одного оборота с настоящим (мертвым) младенцем над женским трупом; ни один не имел понятия, как должно тушировать, что есть первейшая вещь; ибо не было женщин. Ни один не акушировал ни натуральных, ни искусственных родов, или лучше не видел, как бывают роды; ибо не было родильниц".

Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета, М. Я. Мудpов