Авторы: Бpатухина О. А.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2002, № 5

Из истоpии обучения повивальному искусству в Вятской губеpнии в XIX—XX веке

До введения земского самоуправления в Вятской губернии (1867 г.) повивальные бабки и акушерки, работающие на ее территории, получали образование в Петербурге на курсах при Калинкинской больнице, Петербургском или Московском Повивальном институтах, а также в Казанском университете. К моменту введения земского самоуправления во всей губернии было 25 обученных повивальных бабок.

Земства Вятской губернии буквально с первого года их существования вынуждены были заняться подготовкой среднего медицинского персонала. Необходимо отметить, что в Вятской губернии первенство в подготовке родовспомогательного персонала принадлежало уездным земствам. В октябре 1867 г. сессия Котельнического уездного земского собрания постановила: "...городской повивальной бабке Е. Соколовой поручить организовать при городской больнице палату для неимущих рожениц, где она бы обучила 24 сельские повитухи (по одной на волость) за 300 руб. в год, чтобы и в отдельных деревнях уезда постепенно наладить грамотное родовспоможение". За каждую обученную и сдавшую экзамен крестьянку она получала от земства 10 руб. В первый год в эту школу поступили 24 ученицы, 22 из них сдали экзамен.

Съезды земских врачей Вятской губернии рекомендовали повсеместно распространять опыт Котельнического земства по подготовке сельских повитух в уездах губернии. Но, как показало исследование, в 1867 г. обучение повитух земствами в уездах Вятской губернии было бессистемным, отсутствовала программа обучения, преподавание велось акушерами, которые могли передать ученицам только своей практический опыт и знания. Необходима была настоящая повивальная школа. Решением этой задачи занялось Вятское губернское земство, и в декабре 1868 г. в Вятке была открыта повивальная школа.

В 1869 г. Песковым, старшим врачом Вятской губернской земской больницы, были составлены проект и программа обучения в повивальной школе. Программа обучения состояла из 2 курсов — приготовительного, включавшего в себя изучение латинского языка "в небольшом размере, т. е. приобретение умения читать, писать и изучение латинских названий веществ", и специального, состоявшего из изучения фармации, фармакогнозии, фельдшерского искусства, сифилидологии, анатомии таза и женских половых органов, повивального искусства и оспопрививания. Для рассмотрения и утверждения проект программы был направлен в Министерство внутренних дел и 11 мая 1872 г. устав Вятской повивальной школы с родовспомогательным заведением был утвержден.

В 1871 г. в Вятской повивальной школе было 20 учениц, из них в том же году 10 были удостоены звания сельских повитух. До утверждения устава учениц принимали в школу без всякого экзамена и в течение всего учебного года. С 1872 г. лица, поступающие в школу, начали подвергаться экзамену в знании арифметики и умении читать и писать по-русски. В школе акушерство преподавал врач, а повивальному искусству обучала акушерка, состоящая при родильном отделении.

Ключевые слова: история медицины, история медицинского образования, история акушерства и гинекологии