Авторы: В. И. Бородулин
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 8
Систематизированное и продуманное во всех деталях исследование больного, центральное место в котором занимает расспрос, понимаемый как творческий процесс выгавления диагностических признаков основного заболевания и сопутствующих расстройств, — фундамент всей клинической деятельности Г. А. Захарьина. Получив известность как "захарьинский метод", оно стало ключевым фактором формирования и отличительной чертой захарьинской клинической школы. Называть эту школу московской терапевтической можно лишь условно: московской — в противовес петербургской боткинской, хотя обе школы имели общероссийский масштаб (например, ученик Г. А. Захарьина В. В. Чирков в 1886—1903 гг. был широко известным профессором факультетской клиники Университета Св. Владимира в Киеве). О том, что школа Г. А. Захарьина вышла далеко за пределы терапии, свидетельствует тот факт, что среди выдающихся ее представителей наряду с терапевтами М. П. Черновым, К. М. Павлиновым, Н. Ф. Голубовым быши гинеколог В. Ф. Снегирев и педиатр Н. Ф. Филатов. Каждый видный представитель этой школы культивировал захарьинский метод исследования больного.