Авторы: В. И. Бородулин

Источник: Клиническая медицина, 1998, № 8

Г. А. Захарьин: на перепутье клинической медииины (часть II)

Систематизированное и продуманное во всех деталях исследование больного, центральное ме­сто в котором занимает расспрос, понимаемый как творческий процесс выгавления диагностиче­ских признаков основного заболевания и сопутст­вующих расстройств, — фундамент всей клиниче­ской деятельности Г. А. Захарьина. Получив из­вестность как "захарьинский метод", оно стало ключевым фактором формирования и отличитель­ной чертой захарьинской клинической школы. Называть эту школу московской терапевтической можно лишь условно: московской — в противовес петербургской боткинской, хотя обе школы имели общероссийский масштаб (например, ученик Г. А. Захарьина В. В. Чирков в 1886—1903 гг. был широко известным профессором факультетской клиники Университета Св. Владимира в Киеве). О том, что школа Г. А. Захарьина вышла далеко за пределы терапии, свидетельствует тот факт, что среди выдающихся ее представителей наряду с те­рапевтами М. П. Черновым, К. М. Павлиновым, Н. Ф. Голубовым быши гинеколог В. Ф. Снегирев и педиатр Н. Ф. Филатов. Каждый видный пред­ставитель этой школы культивировал захарьин­ский метод исследования больного.

Ключевые слова: история медицины, история клинической медицины, Г. А. Захарьин, деятели медицины