Авторы: В. А. Коршунов

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 5

Медико-санитарная организация при строительстве Амурской железной дороги (1891—1913 гг.)

19 мая 1891 г. цесаревич Николай, возвращаясь из Японии, положил первый камень при закладке Уссурийской железной дороги. Этот день стал точкой отсчета, от которой ведет свое исчисление строительство железных дорог на Дальнем Востоке. Средняя численность рабочих западной части Амурской железной дороги во время строительного сезона составляла 14—15 тыс. С целью недопущения инфекционных заболеваний на линию постройки было обращено самое пристальное внимание на санитарное состояние пересадочного пункта Сретенск, где рабочие, прибывшие из России, покидали поезда и ждали посадки на баржи и пароходы.

...На подрядчиков работ возлагалось выполнение санитарных правил, которые подробно и жестко регламентировали жилищную и продовольственную гигиену рабочих. Нарушение этих правил, помимо принудительного устранения последствий за счет подрядчика, могло вызвать признание контрагента неисправным по подряду. Принятый порядок обеспечения продовольствием рабочих вместе с образцово поставленной медицинской службой оказал, несомненно, благотворное влияние на общее санитарное благополучие на стройке.

Ключевые слова: история медицины, медико-санитарная организация при строительстве