Авторы: О. Н. Сорокин, А. А. Прохоров, В. А. Кудрин

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 6

История здравоохранения на железнодорожном транспорте в России

Зарождение железнодорожной медицины относится ко времени строительства Петербургско-Московской железной дороги (1842—1851 гг.). Сооружение магистрали было одним из крупнейших событий того времени. Все медицинское обслуживание осуществлялось под руководством полиции и под наблюдением Главного медика. В каждом пункте назначенные управлением подрядчики обязывались устраивать помещения под лазареты на 100 больных. Всего было открыто 10 лазаретов. В них госпитализировались почти исключительно тяжелобольные.

С открытием движения на Петербургско-Московской дороге возник вопрос о дальнейшей судьбе медицинской службы. Однако только в 1853 г., когда появилась угроза распространения холеры, возникшей в районе одной из станций (Угловской), встал вопрос о необходимости организации постоянной медицинской службы на эксплуатируемой железной дороге, так как на некоторых станциях выявлялись пассажиры с симптомами холеры. Создалась опасность эпидемии для всей магистрали, в связи с чем начали организовываться временные лазареты .

В 1854 г. Главное управление путей сообщения утвердило постоянную медицинскую сеть для Петербургско-Московской магистрали, состоящую из лазарета на станции Бологое и 8 фельдшерских пунктов на наиболее крупных железнодорожных станциях.

Ключевые слова: история медицины, здравоохранение на железнодорожном транспорте