Авторы: Фокина Н. С., Сухарев А. Г.
Источник: Гигиена и санитария, 1996, № 2
К истории становления и развития кафедры гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования
Кафедре гигиены детей и подростков в 1994 г. исполнилось 60 лет. Ее организатором и первым руководителем был крупный ученый-гигиенист заслуженный деятель науки профессор Альфред Владиславович Мольков (1870—1947 гг.), имевший большой опыт преподавания в высшей медицинской школе. В прошлом санитарный врач Московской губернии он прекрасно знал практическую сторону школьной гигиены и потому мог успешно решать задачи, связанные с содержанием и методикой обучения специалистов в области охраны здоровья детей.
Вместе с А. В. Мальковым на кафедру пришли его ученики и ближайшие сотрудники доценты П. М. Ивановский и А. Г. Цейтлин, а также ассистенты С. М. Громбах и И. Л. Фрейдгейм. Таким образом, у истоков становления кафедры оказались высококвалифицированные специалисты, бескорыстно преданные делу охраны здоровья детей. Под их влиянием начали формироваться традиции кафедры, которые в дальнейшем бережно сохранялись и развивались.
А. В. Молькову принадлежит заслуга в определении характера преподавания на циклах усовершенствования, которое, по его мнению, должно было значительно отличаться от преподавания в высшей медицинской школе. Он считал, что при составлении программ усовершенствования нужно исходить из конкретного содержания работы врача, из его профессионально-должностных обязанностей с тем, чтобы врач смог овладеть теми знаниями и умениями, которые будут ему необходимы в дальнейшей практической работе. Поэтому в процессе преподавания акцент надо делать на самостоятельной, активной работе слушателей. "Громадное количество лекций по программам, очень сходным с банальными студенческими программами, вообще для ЦИУ на настоящем этапе его развития, не годится", — писал А. В. Мольков в объяснительной записке к программе цикла для врачей охраны здоровья детей и подростков в 1934 г.
Под руководством А. В. Молькова за 4 года его пребывания на кафедре были разработаны первые учебные программы и апробированы многие формы усовершенствования знания специалистов разного профиля. Это 3-месячные циклы для врачей ОЗДиП, одномесячные циклы для школьных государственных санитарных инспекторов (ГСИ), организаторов детского здравоохранения, это тематические декадники по строительству и благоустройству школьного здания, оценке физического развития, летней оздоровительной работе, декадники для преподавателей медицинских вузов; выездные циклы (Орехово-Зуево, Ногинск); заочное усовершенствование.
В 1938 г. на смену А. В. Молькова пришла его ученица М. И. Корсунская. Она совмещала заведование с работой в Главной государственной санитарной инспекции сначала Наркомздрава РСФСР, а затем Наркомздрава СССР в качестве старшего госсанинспектора по школьной санитарии.
Ключевые слова: история медицины, гигиена и санитария, история медицинского образования, Российская медицинская академия последипломного образования