Авторы: Сухарев А. Г., Каневская Л. Я., Шелонина О. А.
Источник: Гигиена и санитария, 2005, № 3
Кафедра гигиены детей и подростков как учебно-методический и научный центр в системе последипломного образования
Одной из первых кафедр в составе Российской медицинской академии последипломного образования — кафедре гигиены детей и подростков — в 2004 г. исполнилось 70 лет. За эти годы название кафедры трижды менялось: "Охрана здоровья детей и подростков и школьная санитария", "Школьная гигиена", а с 1957 г. — "Гигиена детей и подростков".
Условно историю развития кафедры, с 1934 г. занимающейся последипломной подготовкой специалистов, можно разделить на 4 этапа (по принципу социальной востребованности специалистов в области охраны здоровья детей). Первый этап (1934—1941) — это годы становления кафедры, организатором и первым руководителем которой был Альфред Владиславович Мольков — крупный ученый-гигиенист, заслуженный деятель науки, имевший большой опыт преподавания в высшей медицинской школе. В прошлом санитарный врач Московской губернии, он прекрасно знал практическую сторону школьной гигиены и потому мог успешно решать задачи, связанные с содержанием и методикой обучения специалистов в области охраны здоровья детей. Вместе с А. В. Мольковым на кафедру пришли его ученики и ближайшие сотрудники доценты П. М. Ивановский и А. Г. Цейтлин, а также ассистенты С. М. Громбах и И. Л. Фрейдгейм. Таким образом, у истоков становления кафедры оказались высококвалифицированные специалисты, бескорыстно преданные делу охраны здоровья детей. Под их влиянием начали формироваться традиции кафедры, которые в дальнейшем бережно сохранялись и развивались.
А. В. Молькову принадлежит заслуга в определении характера преподавания на циклах усовершенствования, которое, по его мнению, должно было значительно отличаться от преподавания в высшей медицинской школе. Он считал, что при составлении программ усовершенствования нужно исходить из конкретного содержания работы врача, из его профессионально-должностных обязанностей с тем, чтобы врач смог овладеть теми знаниями и умениями, которые будут ему необходимы в дальнейшей практической работе. Поэтому в процессе преподавания акцент надо делать на самостоятельной, активной работе слушателей [1]. "Громадное количество лекций по программам, очень сходным с банальными студенческими программами, вообще для ЦИУ на настоящем этапе его развития не годится", — писал А. В. Мольков в объяснительной записке к программе цикла для врачей охраны здоровья детей и подростков в 1934 г. Основной контингент обучающихся был представлен школьными государственными санитарными инспекторами (ГСИ) и врачами школ (педиатрами).
Под руководством А. В. Молькова за 4 года его пребывания на кафедре были разработаны первые учебные программы и апробированы многие формы усовершенствования знаний специалистов разного профиля. Это трехмесячные циклы для врачей ОЗДиП, одномесячные циклы для школьных ГСИ, организаторов детского здравоохранения; это тематические декадники по строительству и благоустройству школьного здания, оценке физического развития, летней оздоровительной работе, декадники для преподавателей медицинских вузов (Орехово-Зуево, Ногинск), заочное усовершенствование.
Ключевые слова: история медицины, гигиена и санитария, история медицинского образования