Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.

Источник: Клиническая медицина, 1998, № 2

Из истории становления клинического преподавания: лейденский прорыв

К началу XVII века на медицинских факультетах университетов Италии после нескольких десятилетий весьма успешного преподавания практической медицины у постели больного произошел возврат к прежним традиционным сугубо теоретическим формам изложения этой дисциплины. Даже в Падуе, где новые методические приемы обучения студентов-медиков получили наибольшее признание, после смерти М. Дельи Одди (1591 г.) и А. Боттони (1596 г.) курс практической медицины стал снова читаться по книгам без клинических разборов и демонстраций больных [3]. Основной причиной этого, приведшей к недовольству занятиями студентов в госпитале со стороны большинства университетской профессуры, к потере поддержки со стороны кураторов, послужило изменение общего культурно-политического фона в Италии во второй половине XVI — начале XVII веков. В этот период в Италии на смену эпохе "титанов Возрождения", эпохе, подарившей миру самых оригинальных и смелых мыслителей, заложивших основы нового мировоззрения, вместе с глубокими социально-политическими потрясениями и изнурительными войнами пришли феодальная реакция и контрреформация, определившие реставрацию старых, уже, казалось бы, отживших средневековых традиций [2].

В Италии к идее использования больного в учебном процессе на медицинских факультетах университетов вернуться только спустя век. А тогда, на рубеже XVI—XVII веков, центр общественной и культурной жизни Нового времени постепенно переместился в Нидерланды, а практические формы преподавания внутренней медицины — в университеты протестантской Голландии.

Особо подчеркнем, что именно переместился, а не возник вновь, как об этом писал, например, известный немецкий исследователь университетского медицинского образования Т. Пушман, по мнению которого первые попытки ввести клиническое преподавание, предпринятые в Падуе, "не оказали заметного влияния на другие высшие школы" [9]. Правда, в литературе можно встретить и противоположную точку зрения. "Нидерландские ученики Боттони и Одди, — говорится, в частности, в работе не менее известного немецкого историка медицины К. Зудгофа, — Эвальд Шревелиус и Ян ван Герне вместе с сыном Отто... перенесли заслуживающим вечной признательности образом падуанское клиническое преподавание в Лейденский университет в St. Саесilia Gasthius" [3].

Не вступая в полемику с уважаемыми авторами, отметим лишь, что, вопреки мнению Т. Пушмана, опыт, накопленный в Падуанском университете, оказал существенное влияние на возникновение и становление практических форм обучения у постели больного в университетах Голландии, но это влияние не было столь непосредственным, как считал К. Зудгоф. Достаточно сказать, что никто из упомянутых им профессоров Лейденского университета не был даже студентом медицинского факультета Падуанского университета в то время, когда там вели занятия Одди и Боттони [6].

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования