Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 3
Герман Бургаве: закат клинического преподавания в Лейденском университете
Расцвет преподавания у постели больного в Лейденском университете обычно связывают с деятельностью Г. Бургаве (1668—1728 гг.), с периодом, когда он был профессором Лейденского "Collegium medico-practicum". "Ему было суждено — писал в 1968 г. о Бургаве известный исследователь его творчества амстердамский историк медицины проф. Г. Линдебум, — поднять преподавание у постели больного до невиданных высот, и на этом в основном зиждется его бессмертие".
Текст, как говорится, не требует комментариев, но по существу Г. Линдебум лишь повторил многократно изложенную сотнями историков медицины практически всех стран мира высокую оценку деятельности Бургаве, сыгравшей, по их мнению, решающую роль в возникновении научной клинической медицины, "в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе" [6]. В частности, отмечается, что, во-первых, Бургаве "создал первую научную клинику, в которой тщательное наблюдение у постели больного сочеталось с исканиями анатомо-физиологических основ диагноза и терапии" [8]. В клинике Бургаве систематические подробные разборы больных, вскрытия умерших в присутствии слушателей, использование термометра и всех имевшихся в то время в распоряжении врачей методов объективного обследования больных составляли основу всей лечебно-диагностической и учебной работы [5, 9]; во-вторых, что благодаря его выдающемуся врачебному и педагогическому таланту лейденская клиника приобрела такую славу, что к Бургаве стали "отовсюду толпами стекаться ученики" [4]. Последнее в свою очередь прямо связывается с вкладом Бургаве в пропаганду идеи использования больного для целей обучения студентов медицинских факультетов университетов [1, 3, 7, 23]; в-третьих, что Бургаве "создал клиническую школу в современном понимании, сыгравшую исключительную роль в развитии европейской медицины" [3]. В числе его учеников обычно называют А. Галлера, Г. Ван-Свитена, А. де Гаена, Д. Прингла, А. Санчеса, И. Гауба. Отечественные историки прибавляют к этому перечню еще имена П. 3. Кондоиди, Л. Л. Блюментроста, И. Шрейбера, внесших неоценимый вклад в становление и совершенствование системы подготовки медицин-ских кадров в России [5, 9]; наконец, в-четвертых, что только благодаря Бургаве клиническое преподавание вышло за пределы Лейденского университета и получило распространение в других университетах Европы [7, 17, 18, 22]. Хотя выше приводятся ссылки на конкретные работы конкретных авторов, подобные сведения о деятельности Бургаве можно встретить в любом учебнике или руководстве по истории медицины, в любой фундаментальной, обобщающей работе по истории клиники внутренних болезней или высшего медицинского образования, в любом учебнике или руководстве по клинике внутренних болезней, содержащем даже краткий исторический очерк. С одной стороны, это свидетельствует о том, что приведенные выше оценки прочно вошли в литературу и не вызывают сомнений у специалистов, с другой — такое единодушие обусловливает известные подозрения, поскольку серьезные, основанные на документальных материалах исследования творчества Бургаве немногочисленны, выполнены главным образом лишь во второй половине нашего века и не объясняют ряда фактов, диссонирующих с привычными оценками деятельности Бургаве как клинического преподавателя.
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования