Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 4
Становление клинического преподавания в Европе в первой половине XVIII века
В первой половине XVIII столетия практика проведения занятий в клинике у постели больного со студентами медицинских факультетов выходит за пределы университетов одной страны. В течение пяти с небольшим десятилетий более или менее результативные попытки внедрить больного в учебный процесс были предприняты в Италии (Рим, 1701 г.), Шотландии (Эдинбург, 1729 г.), Германии (Галле, 1717 г.; Вюрцбург, 1729 г.; Дрезден, 1735 г.; Эрфурт, 1754 г.), Франции (Страсбург, 1738 г.), Австрии (Вена, 1754 г.). Многие исторически связывают это с влиянием Г. Бургаве и деятельностью его учеников [2, 6, 11, 14, 15]. Обоснованность этой точки зрения вызывает се¬годня серьезные сомнения.
Во-первых, анализ деятельности Г. Бургаве как клинического преподавателя наводит на мысль, что он не относил клинические занятия к числу главных или по крайней мере обязательных элементов университетского медицинского образования. Скорее всего ему была ближе традиционная модель подготовки врача, предусматривавшая обучение врачебному искусству у постели больного после завершения курса университетской подготовки [5].
Во-вторых, подавляющее большинство пионеров клинического преподавания в европейских университетах не имели прямого отношения к Лейденскому университету. Ни Дж. Бальиви, деятельность которого положила начало преподаванию у постели больного в Римском университете "Sapienca" (1701 г.) [9], ни Дж. Ланчизи, организовавший там же первую университетскую клинику (1715 г.) [9], ни И. Юнкер, начавший в 1717 г. проводить клинические занятия со студентами Галльского университета [13], ни создатели университетских клиник в Вюрцбурге [15], Дрездене и Эрфурте [12] у Г. Бургаве никогда не учились и даже не стажировались [8].
Утверждение современного биографа Г. Бургаве, амстердамского профессора Г. Линдебума о непосредственном влиянии Г. Бургаве на введение клинического преподавания в Эдинбургском университете [14] нельзя считать достаточно обоснованным. Действительно, ко времени открытия клиники все профессора медицинского факультета этого университета либо окончили Лейденский университет, либо стажировались в нем. Но создание клиники не их заслуга. Инициатором ее организации был знаменитый и влиятельный шотландский хирург Дж. Монро, окончивший Лейденский университет в 1692 г. — за 9 лет до прихода Г. Бургаве в университет в качестве лектора по курсу теоретической медицины [8, 10, 14].
В открытой по инициативе Дж. Монро клинике его сын А. Монро вел преподавание хирургии, которая в Лейденском университете читалась, во-первых, сугубо теоретически, а во-вторых, не Г. Бургаве. Курс практической медицины в Эдинбургском университете в то время действительно преподавался выпускником Лейденского университета Я. Рутерфордом по учебнику Г. Бургаве, но не у постели больного, а сугубо теоретически [14].
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования