Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 5
Австрийская реформа университетского медицинского образования во второй половине XVIII века.
К середине XVIII столетия история становления клинического преподавания насчитывала уже более 200 лет. За это время идея вовлечения больного в учебный процесс на медицинских факультетах университетов получила существенное развитие: возникли и сформировались организационные подходы к проведению занятий у постели больного, был разработан и апробирован целый ряд различных методических приемов практического обучения студентов в клинике.
И все же в течение XVI, XVII и даже первой половины XVIII веков преподавание у постели больного в европейских университетах удавалось вводить лишь временно. Рано или поздно, но неизменно происходил возврат к прежним сугубо теоретическим формам обучения практической медицине. Даже в Лейденском университете, где преподавание у постели больного велось на протяжении более века и, казалось бы, стало неотъемлемой составной частью учебной программы, вскоре после смерти Г. Бургаве полностью прекратилось. Более чем очевидные сегодня достоинства преподавания практических медицинских дисциплин непосредственно у постели больного представлялись для большинства тогдашней университетской профессуры, мягко говоря, сомнительными.
Эти сомнения становятся понятными, если вспомнить, что медицинские факультеты университетов не были ориентированы на подготовку специалистов. Их задача состояла в том, чтобы обеспечить базовую теоретическую подготовку, на основе которой выпускники могли в дальнейшем овладеть, говоря современным языком, какой-либо естественнонаучной специальностью. Большинство, правда, становились врачами, нередко совмещая врачебную деятельность с работой в других областях естествознания. Но, как уже неоднократно отмечалось, для получения права на врачебную практику требовалось после-университетское усовершенствование. В условиях действия такой двухэтапной модели подготовки врача вопрос о внедрении практических форм обучения студентов у постели больного оправданно рассматривался лишь как вопрос методики преподавания практических медицинских дисциплин, меры его наглядности. И в связи с этим многие профессора считали неразумным затрачивать столь значительные средства и усилия на создание клиник или аренду палат в городских больницах и полагали нецелесообразным терять драгоценное время на обучение студентов тому, что им все равно придется изучать и осваивать в ходе обязательной для желавших посвятить себя практической врачебной деятельности послеуниверситетской стажировки в больнице. Высказывались и более серьезные аргументы: профессора полагали недопустимым обучение студентов врачебному искусству у постели больного, пока они полностью не освоят курсов естественных и "врачебных" наук.
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования