Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.

Источник: Клиническая медицина, 1998, № 8

Австрийская реформа университетского медицинского образования во второй половине XVIII века

<p>В 60—70-х годах XVIII века медицинский факультет Венского университета занял лидирующее положение в Европе. Уровень практической подготовки его выпускников выгодно отличался от других европейских университетов, хотя срок подготовки (от приема до предоставления права на самостоятельную врачебную практику) был значительно меньше. Венская клиника приобрела широкую известность, в ее стенах сложилась крупнейшая (и едва ли не первая в Европе) научная клиническая школа.</p>

<p>Однако праздновать полную победу было еще рано. Позитивные результаты реформаторской деятельности Г. Ван-Свитена нуждались в закреплении и развитии. Он умер, не завершив начатого дела. Разрыв между теоретической и практической частями программы обучения на медицинском факультете Венского университета, на необходимость устранения которого Ван-Свитен указывал еще в своей записке 1749 г., по существу не был ликвидирован. Преподавание естественнонаучных и теоретических медицинских дисциплин содержательно не было переориентировано на новые целевые установки и продолжало вестись в полном соответствии с университетским принципом самоценности каждого предмета обучения. Кроме того, по мере накопления опыта работы по подготовке пригодного к самостоятельной практике врача все очевиднее становилась потребность в дальнейшем расширении объема и повышении качества собственно клинического обучения.</p>
<p>
В какой степени последователи Ван-Свитена осознавали необходимость дальнейшего реформирования преподавания на медицинском факультете, приостановившегося после его смерти, сказать трудно. Можно лишь утверждать, что профессора-клиницисты А. де Гаен и сменивший его в 1776 г.Максимилиан Штоль делали все возможное для того, чтобы организовать практическое преподавание патологии, максимально сблизив его с курсом клинической практики.</p>
<p>К началу второй половины XVIII века читавшийся в университетах курс лекций по патологии включал в себя два раздела — общую патологию, в рамках которой излагались причины и механизмы развития основных патологических процессов, и частную патологию, представлявшую собой полный систематический курс существовавших тогда болезней. Де Гаен и Штоль сочли нецелесообразным читать систематический курс болезней исключительно по книгам и ввели в преподавание частной патологии демонстрацию больных. Причем де Гаену это было сделать проще, так как он являлся профессором "патологии и клинической практики". Ко времени начала профессорской деятельности Штоля в Венском университете в соответствии с учебным планом 1774 г. патология была уже выделена в самостоятельной профессорский курс. Но Штоль, считая практическое преподавание частной патологии принципиально важным, фактически организовал в клинике повторное изучение этого курса, широко используя при этом демонстрацию соответствующих больных [5].</p>

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования