Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 8
Австрийская реформа университетского медицинского образования во второй половине XVIII века
<p>Однако праздновать полную победу было еще рано. Позитивные результаты реформаторской деятельности Г. Ван-Свитена нуждались в закреплении и развитии. Он умер, не завершив начатого дела. Разрыв между теоретической и практической частями программы обучения на медицинском факультете Венского университета, на необходимость устранения которого Ван-Свитен указывал еще в своей записке 1749 г., по существу не был ликвидирован. Преподавание естественнонаучных и теоретических медицинских дисциплин содержательно не было переориентировано на новые целевые установки и продолжало вестись в полном соответствии с университетским принципом самоценности каждого предмета обучения. Кроме того, по мере накопления опыта работы по подготовке пригодного к самостоятельной практике врача все очевиднее становилась потребность в дальнейшем расширении объема и повышении качества собственно клинического обучения.</p>
<p>
В какой степени последователи Ван-Свитена осознавали необходимость дальнейшего реформирования преподавания на медицинском факультете, приостановившегося после его смерти, сказать трудно. Можно лишь утверждать, что профессора-клиницисты А. де Гаен и сменивший его в 1776 г.Максимилиан Штоль делали все возможное для того, чтобы организовать практическое преподавание патологии, максимально сблизив его с курсом клинической практики.</p>
<p>К началу второй половины XVIII века читавшийся в университетах курс лекций по патологии включал в себя два раздела — общую патологию, в рамках которой излагались причины и механизмы развития основных патологических процессов, и частную патологию, представлявшую собой полный систематический курс существовавших тогда болезней. Де Гаен и Штоль сочли нецелесообразным читать систематический курс болезней исключительно по книгам и ввели в преподавание частной патологии демонстрацию больных. Причем де Гаену это было сделать проще, так как он являлся профессором "патологии и клинической практики". Ко времени начала профессорской деятельности Штоля в Венском университете в соответствии с учебным планом 1774 г. патология была уже выделена в самостоятельной профессорский курс. Но Штоль, считая практическое преподавание частной патологии принципиально важным, фактически организовал в клинике повторное изучение этого курса, широко используя при этом демонстрацию соответствующих больных [5].</p>
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования