Авторы: Сточик А. М., Загправкин С. Н. , Сточик А. А.

Источник: Клиническая медицина, 1999, № 8

Клиническое преподавание во Франции в первой половине XIX века

Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинском факультете Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—90-годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, И. Франком, А. де Гаеном, М. Штолем, результатом которых стало стремительное превращение Венского университета в ведущий центр подготовки врачей в Европе и формирование в его стенах крупнейшей клинической школы, имели широкий резонанс в медицинском мире второй половины XVIII столетия. С этого времени эффективность практических форм обучения у постели больного и необходимость их внедрения в учебный процесс на медицинских факультетах университетов получили окончательное признание.

Не устояли под давлением бесспорных успехов австрийских высших медицинских школ и французские университеты, отличавшиеся особым консерватизмом в вопросах сохранения духа и буквы канонической традиции университетского медицинского образования. В 1778 г. два влиятельных парижских врача К.-Ф. Дюшенуа (Claude-Francois Duchanoy) и Ж.Б. Жюмелен (Jean-Bap-tiste Jumelin) опубликовали "Доклад о необходимости создания клинических медицинских школ", одним из ос¬новных положений которого было требование об организации на медицинском факультете Парижского университета двух клинических кафедр [6, 9]. И хотя какой-либо реакции со стороны лиц, наделенных правом принятия решений, не последовало, в 1780 г. профессор практической медицины Парижского университета Де-буа де Рошфор (Desbois de Rochefort) вместе со своим учеником и помощником Ж. Корвизаром (Jean-Nicolas Corvisart Desmaret) на свой страх и риск предложили студентам посещать организованные ими клинические занятия в парижском госпитале Charite [6, 9]. В 1787 г. начинание Д. де Рошфора поддержал его коллега по кафедре хирургии П. Дезо (Pierre Desauet), организовавший клиническое преподавание курса своей дисциплины в другом парижском госпитале Hotel-Dieu [9].

Руководители и большинство профессоров медицинского факультета Парижского университета весьма неодобрительно отнеслись к этим инициативам, однако ни против де Рошфора, ни против Дезо никаких санкций не последовало. В конце XVIII века необходимость внедрения в учебный процесс практических форм обучения стала уже объективной реальностью, с которой вынуждены были считаться даже парижские апологеты канонической университетской традиции.

Однако в естественный ход событий, который вполне мог уже к началу XIX века привести к переносу на французскую почву австрийского опыта, вмешалась революция, круто изменившая историю развития как клинического преподавания, так и всего высшего медицинского образования во Франции. Постановлением Конвента от 18 августа 1792 г. все 18 французских университетов как оплот вредоносной схоластики и ученой аристократии были закрыты. Одновременно были распущены и все без исключения унаследованные революцией специальные учебные медицинские заведения: 15 хирургических колледжей и 1 фармацевтический [4].

Конвент осознал совершенную им ошибку довольно скоро. Революционные потрясения внутри страны, войны с внешними врагами, начавшийся голод и эпидемии привели к значительному увеличению потребности во врачах, взять которых оказалось попросту неоткуда. Страну захлестнула волна знахарства, сама по себе принявшая характер национального бедствия. Уже в 1794 г. Конвент постановил принять срочные меры по исправлению возникшей крайне неблагоприятной для будущего революции ситуации и обратился за помощью к бывшему профессору Парижского университета А. Фуркруа (Antoine Fourcroy), который еще в 80-х годах XVIII века являлся помощником секретаря "Societe royale de Mede-cine" Вик Д'Азира, активно занимавшегося вопросами высшего медицинского образования во Франции и даже подготовившего комплексную программу его реформирования [7, 9].

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования