Авторы: Сточик Л. М., Затравкин С. Н., Сточик Л. Л.
Источник: Клиническая медицина, 1999, № 9
Клиническое преподавание в Германии в первой половине XIX века
К началу XIX столетия история практических форм обучения внутренней медицине, хирургии, акушерству в университетах Германии насчитывала уже около века, а использование больных в учебном процессе на медицинских факультетах уже давно стало обычным явлением внутриуниверситетской жизни. Напомним, что первым немецким университетом, где студентам были созданы условия для изучения практической медицины,у постели больного, был университет в Галле.
В 1717 г. Й. Юнкер, вдохновляемый идеями своего наставника профессора богословия А. Франке, начал читать курс практической медицины и проводить занятия в больнице городского сиротского дома [1]. Галльский университет стал также и первым в Германии центром распространения идеи преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного. В 1735 г. ученики Й. Юнкера братья Мойдер открыли "Collegium medico-chirurgicum" в Дрездене; в 1754 г. другой ученик Й. Юнкера И. В. Баумер ввел курс клинических занятий в Эрфурте [1].
Во второй половине XVIII века основной центр практических форм обучения студентов медицинских факультетов в Германии переместился в Геттинген, где сначала профессор акушерства И. Г. Редерер (1751 г.), затем профессора практической медицины Р. Фогель (1764 г.) и Э. Г. Бальдингер (1773 г.) и, наконец, профессор хирургии А. Г. Рихтер (1780 г.) организовали преподавание своих дисциплин у постели больного. Из Геттингена главным образом благодаря ученикам Э. Г. Бальдингера идея использования больных для целей обучения студентов была перенесена в Эрланген (Ф. Вендт, 1779 г.), Йену (Ю. X. Лодер, 1783 г.), Марбург (Э. Г. Бальдингер и Ми-хаэлис, 1786 г.), Бамберг (А. Ф. Маркус, 1789 г.), Альтдорф (И. X. Г. Аккерман, 1786 г.), Киль (Г. X. Вебер, 1785 г.), Вюрцбург (А. Зибольд, 1791 или 1793 г.), Грайфсвальд (1794 г.), Тюбинген (Хопф, 1795 г.), Лейпциг (1798 г.), Гейдельберг (И. X. Г. Аккерман, 1805 г.) [5, 7, 9]. В результате на протяжении второй половины XVIII века Германия оказалась единственной европейской страной, в которой число университетов, воспринявших новые формы обучения практическим медицинским дисциплинам, превышало число университетов, следовавших канонической традиции. К началу ХIХ века в Германии было больше, чем в других странах Европы, носителей идеи обучения студентов медицинских факультетов у постели больного, накоплен огромный национальный опыт клинического преподавания.
После заката славы Венского университета на рубеже XVIII и XIX веков у германских университетов были, казалось бы, все основания для того, чтобы рассчитывать на завоевание лидирующих позиций в Европе в вопросах клинической подготовки студентов и молодых врачей. Однако этого не произошло. В первой четверти XIX века Меккой медицинского мира Европы стали французские высшие медицинские школы, а университеты Германии вновь, как и в XVIII веке, остались на вторых ролях. И хотя, на первый взгляд, такой поворот в истории развития клинического преподавания в Европе в начале XIX века может показаться парадоксальным, у руководителей медицинского образования в Германии не было никаких оснований жаловаться на превратности судьбы. Как в XVIII, так и в начале ХIХ столетия университеты Германии в вопросах клинического преподавания были в принципе неконкурентоспособными, и главная причина этого заключалась в том, что при всей в действительности имевшей место в Германии широте распространения идеи вовлечения больных в учебный процесс на медицинских факультетах она не встречала практически никакой поддержки со стороны государства. В отличие от Лейдена, Вены или Парижа Collegium clinicum ("Colle¬gium medico-chirurgicum") немецких университетов создавались и функционировали главным образом благодаря частной инициативе профессоров практических медицинских дисциплин [7, 9].
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования