Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Источник: Клиническая медицина, 2000, № 11
Возникновение идеи этапности клинического преподавания. События 1840—1841 гг.
Неудача, постигшая профессоров Московского университета, выступивших в 1835 г. с предложением ввести этапность клинического преподавания и организовать дополнительную "медико-хирургическую" клинику на базе городской больницы, не изменила их взглядов на необходимость реформирования сложившегося на медицинских факультетах российских университетов порядка клинического преподавания. Однако возможность вновь вернуться к обсуждению поднятых в 1835 г. проблем у московских профессоров появилась лишь во второй половине 1840 г., вскоре после начала в России крупномасштабной реформы высшего медицинского образования. Инициаторами реформы выступили правительство и Николай I, поставившие перед собой две главные задачи. Во-первых, упорядочить действовавшую систему управления медицинским образованием, передав все существовавшие к началу 40-х годов XIX века медицинские учебные заведения в подчинение одному министерству. Во-вторых, установить единый государственный стандарт в сфере врачебного образования, ликвидировав сложившееся еще в начале века положение дел, при котором подготовка врачебных кадров в России осуществлялась на базе двух принципиально разных систем высших медицинских учебных заведений — медико-хирургических академий и медицинских факультетов университетов [7].
Указами Императора от 27 и 29 апреля 1840 г. предписывалось передать все высшие мединские учебные заведения, кроме Петербургской медико-хирургической академии, в управление Министерства народного просвещения; Виленскую медико-хирургическую академию закрыть и преобразовать в медицинский факультет университета Св. Владимира (Киев), а Московскую "поставить в ближайшую связь с Московским университетом" [5].
Как показали дальнейшие события, под формулировкой "поставить в ближайшую связь" Николай I, а точнее сказать, руководители Министерства народного просвещения, готовившие тексты указов, имели в виду два возможных варианта судьбы Московской медико-хирургической академии. Первый — приведение учебных программ Академии в соответствие с университетскими и "оставление ее в отдельном состоянии", второй — полное слияние двух учебных заведений.
После серии консультаций со специалистами, мнения которых разделились, министр народного просвещения С. С. Уваров принял единоличное решение об объединении Академии с университетом на базе последнего и поставил перед руководителями и профессорами обоих учебных заведений задачу подготовить пакет документов по созданию нового центра подготовки врачей для северной части Империи. Как свидетельствуют обнаруженные архивные документы, отдавая это распоряжение, С. С. Уваров рассматривал вопрос создания объединенного "северного центра" как сугубо организационный и первоначально не планировал вносить сколько-нибудь существенных коррективов в действовавший учебный план медицинского факультета Московского университета [7]. Однако московские профессора подошли к его решению с несколько иных позиций. В частности, слияние Академии с университетом стало для них тем долгожданным событием, которое открывало возможность вновь вернуться к обсуждению проблем реформирования клинического преподавания.
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования