Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.

Источник: Клиническая медицина, 2000, № 12

Разработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.)

Впервые с идеей разделить весь необходимый для формирования завершенного специалиста объем клинической подготовки на несколько последовательных взаимосвязанных этапов и организовать два типа учебных клиник выступили профессора медицинского факультета Московского университета в 1835 г. Однако вплоть до 1842 г. все обращения московских профессоров к руководителям Министерства народного просвещения с просьбами санкционировать названные нововведения заканчивались неудачей. Причем, если в 1835 г. министр народного просвещения С. С. Уваров дал негативный ответ в силу отсутствия у него необходимых финансовых и материально-технических возможностей, то в 1841 г., когда началась работа по слиянию университета и Московской медико-хирургической академии и такие возможности появились, причиной отказа послужило заключение особого высочайше утвержденного экспертного совета (Временного медицинского комитета), признавшего идею организации на медицинском факультете Московского университета "приуготовительных" и "чисто практических" клиник "неудобоисполнимой".

Негативное заключение Временного медицинского комитета, в состав которого входили такие авторитетные врачи и организаторы, как М. А. Маркус, Е. И. Раух, Н. И. Пирогов, К. К. Зейдлиц, И. Т. Спасский, значительно ослабило позицию профессоров Московского университета в глазах руководителей Министерства. Однако, как свидетельствуют обнаруженные нами архивные документы, это обстоятельство не поколебало убежденности московских профессоров в необходимости внедрения этапности клинического преподавания и развертывания на медицинском факультете Московского университета двух типов учебных клиник.

Как только С. С. Уваров предписал попечителю Московского учебного округа С. Г. Строганову подготовить новый вариант проекта соединения медицинского факультета с Московской медико-хирургической академией с учетом замечаний и рекомендаций Временного медицинского комитета, профессора Московского университета предприняли очередную попытку добиться санкции Министерства народного просвещения на проведение задуманной ими реформы клинического преподавания. Правда, на этот раз, принимая во внимание позицию Временного медицинского комитета, идея создания двух типов учебных клиник была высказана ими не прямо, а в контексте обсуждения проблемы расширения клинической базы медицинского факультета Московского университета.

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования