Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Источник: Клиническая медицина, 2001, № 1
Разработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.) Продолжение.
Хотя решение о введении этапности клинического преподавания и организации в Московском университете двух типов учебных клиник было окончательно принято министром народного просвещения С. С. Уваровым и согласовано со всеми заинтересованными сторонами в течение второй половины 1842 г. — начала 1843 г., работа над подготовкой официального документа, законодательно закреплявшего новый порядок клинического обучения студентов медицинского факультета, продолжалась еще около 3 лет и завершилась принятием знаменитого "Дополнительного постановления о медицинском факультете Императорского Московского университета" лишь в декабре 1845 г. Безусловно, немалую роль в этом сыграли и обычные для России чиновно-бюрократические проволочки, и необходимость отвлечений на доработку ряда других организационных вопросов, возникших при слиянии университета и академии, однако одной из главных причин задержки следует назвать возникшую между Москвой и Петербургом дискуссию в отношении перечня, целей, задач и конкретного содержания предполагаемых к внедрению в учебный процесс этапов клинической подготовки.
Строго говоря, основных вопросов, потребовавших дополнительного обсуждения, было два, из которых первый и главный состоял в определении целевых установок и содержания госпитального клинического курса и его отличий от курса университетской (факультетской) клиники.
По мнению московских профессоров, высказанному ими впервые еще в 1835 г. и затем неоднократно повторенному в течение 1840—1842 гг., главная цель организации госпитальных клиник и включения в учебный план медицинского факультета соответствующих курсов должна была состоять в обеспечении студентам возможностей самостоятельной работы с больными под наблюдением и контролем опытных наставников, которые в отличие от профессоров факультетских клиник должны были не просто привлекать своих подопечных к участию в постановке диагноза и выработке "плана лечения", но требовать от них самостоятельных решений и предоставлять им возможность для претворения принятых решений в действие с целью приобретения первого собственного опыта "в действительном обращении с больными". Другое не менее существенное отличие госпитального клинического курса, по мнению профессоров Московского университета, должно было заключаться в особенностях проведения так называемых аудиторных или лекционных разборов, составлявших неотъемлемый элемент преподавания и в факультетских, и в госпитальных клиниках. Так, если профессор факультетской клиники должен был демонстрировать студентам специально отобранных тематических больных, подробно разбирая все детали данного заболевания, то в задачи профессора госпитальной клиники должны были входить демонстрация и разбор "случайных" пациентов, наиболее сложных и интересных клинических случаев. "Студенты 5-го курса в Госпитальной клинике, — говорилось, в частности, в составленном 5 февраля 1843 г. "особом мнении" профессоров А. И. Поля и А. И. Овера, — приучаются действовать самостоятельно при кровати больного. Профессор при содействии Адъюнкта и Ассистентов должен знать и проверять все их действия, но он остается просто зрителем и ни в чем не останавливает их, ежели эти действия сообразны с правилами искусства и науки; в противном случае он делает нужные изменения и показывает причины, которые его к оным побуждают... Студенты 5-го курса делают операции над больными маловажные и и важнейшие; первые в присутствии Адъюнкта, последние в присутствии профессора Хирургического Отделения и Директора клиники, но последние не иначе, как по сделании той же операции на трупе с возможной отчетливостью и искусством, к чему приготовляются под руководством Адъюнкт-Профессора Хирургического Отделения... По окончании своих визитаций они (профессора госпитальных клиник. — А. С.) приходят в аудиторию и в присутствии всех собравшихся студентов говорят и рассуждают в подробности о важнейших и замечательнейших случаях, на которые они при своих визитациях обратили особенное внимание студентов. В случае нужды и возможности сюда приводятся больные, которые и имеют служить предметом этих лекций...".
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования