Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 5

Организация и содержание учебного процесса на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке

Обучение — основная функция университета. Поэтому без рассмотрения и анализа организации и содержания учебного процесса невозможно объективно воссоздать историю как университета в целом, так и отдельных его факультетов. Между тем в литературе, посвященной истории медицинского факультета Московского университета, этим вопросам уделено недостаточное внимание.Настоящая статья призвана восполнить существующий пробел в отношении XVIII века. Авторы предполагают продолжить исследование учебного процесса на медицинском факультете и на более поздних этапах его развития.

Поступить в Московский университет мог любой молодой человек, предъявивший руководству университета свидетельства "о благонравии", "о праве на законную свободу и исключение из подушного оклада", а также доказавший "в открытом заседании Конференции при директоре Университета" удовлетворительное знание "свободных наук и возможность по-Латине свободно и вразумительно изъясняться словом и письмом" . Это последнее положение так называемого "Студенческого устава", действовавшего на протяжении всей второй половины XVIII века, определило тот факт, что студентами Московского университета становились, как правило, либо слушатели духовных академий или семинарий, либо выпускники гимназии при Московском университете, а начиная с 90-х годов — выпускники Екатерининских народных училищ.

Гимназический курс обеспечивал наиболее полную подготовку молодых людей к обучению в университете. И перечень учебных предметов (латинский и русский языки, арифметика, геометрия, история и др.), и характер преподавания в гимназиях были ориентированы главным образом на обеспечение необходимого для восприятия профессорских лекций багажа знаний. Разделение всех предметов преподавания на три класса: низший, средний и высший (или ректорский), перевод учеников из одного класса в другой по результатам ежегодных экзаменов и, наконец, то обстоятельство, что выпускные экзамены принимали профессора и директор университета, призваны были обеспечивать отбор именно тех учеников, которые, по мнению самих преподавателей и руководителей университета, были лучше подготовлены к изучению университетского курса наук. Уровень подготовки слушателей духовных учебных заведений был далеко не одинаков. Одних сразу же зачисляли студентами, других по результатам предварительного собеседования направляли для "доучивания" в тот или иной класс гимназии при Московском университете.

Осенью на одном из актов, проводившихся в университете, молодые люди, представившие все необходимые свидетельства и отобранные по результатам предварительного собеседования (либо по результатам выпускных экзаменов в гимназии), в торжественной обстановке посвящались в студенты и получали из рук директора или куратора шпагу, символизирующую их новый социальный статут. Студентам вручали также "Студенческий устав", в котором подробно излагались обязанности студента Московского университета " относительно к учению и поведению". Подпись под этим документом должна была служить формальным обещанием "как Христианина и честного человека, во всем поступать по силе данного ему Устава .

Все студенты Московского университета вне зависимости от того, желали ли они изучать право или медицину, обязаны были пройти курс наук общеобразовательного факультета. Это соответствовало европейской университетской традиции, положенной в основу создания Московского университета и предполагавшей прежде всего подготовку широкообразованных специалистов. Вплоть до XVII века такой факультет в европейских университетах назывался артистическим^, а позднее — философским. Его целью было не только дать широкое общее образование, но и решать вполне утилитарную задачу подготовки слушателей к восприятию наук "высших", как их тогда называли, или специальных факультетов: юридического, медицинского, богословского . И хотя в высочайше утвержденном "Проекте о Учреждении Московского университета", который по замыслу создателей должен был служить основным законом университета, нет никаких указаний на обязательное прохождение слушателями дисциплин философского факультета, Университетская конференция неоднократно обсуждала этот вопрос и принимала решения не переводить на "высшие" специальные факультеты студентов, не прослушавших курс наук философского факультета . Уже в начале 70-х годов первым профессорам и руководителям университета удалось полностью закрепить это важное положение европейской университетской традиции, добившись обязательного изучения в течение 2 лет вновь поступившими студентами наук философского факультета. Исключение составляли только будущие медики, которым было разрешено приступать к медицинским наукам после года общеобразовательного факультета, "как из него за окончанием курса отпускались на практику" в Московский военный госпиталь . Забегая несколько вперед, отметим, что стажировка в госпитале не являлась обязательной и ее прошли лишь немногие из числа обучавшихся на медицинском факультете в XVIII веке.

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета