Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 2

Преподавание анатомии на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке

О преподавании анатомии на медицинском факультете Московского университета, в том числе и в XVIII веке, в отечественной историко-медицинской литературе написано немало. Такое внимание к истории этого вопроса объясняется в первую очередь тем, что, по мнению авторов специальных статей в юбилейных сборниках, отдельных публикаций в центральных медицинских журналах, анатомия в XVIII веке была " одной из основных медицинских дисциплин" и играла чуть ли не определяющую роль в подготовке врача.

Эта позиция, являясь отражением взглядов современных исследователей, явилась причиной того, что введение практических занятий со студентами по анатомии на трупах стало служить главным показателем высокого уровня преподавания этой дисциплины. Открытым оставался лишь вопрос о том, когда начались такие практические занятия. Здесь мнения исследователей расходятся. Одни считают, что преимущественно теоретический характер преподавания сохранялся вплоть до принятия устава 1804 г., и тем самым дают низкую оценку его уровню. Другие отмечают, что, несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться первому профессору анатомии Московского университета, практическое преподавание этой дисциплины было введено уже И. Ф. Эразмусом4. Третьи, ссылаясь на расписания лекций Ф. Ф. Керестури, указывают, что секционные занятия по анатомии были введены в последнее десятилетие XVIII века. Попробуем разобраться в этом, но прежде рассмотрим, насколько применимы к университетскому курсу анатомии XVIII века критерии, избранные указанными исследователями.

В начале XVIII века анатомия и как наука, и как университетский предмет преподавания представляла собой сугубо естественнонаучную дисциплину, связи которой с врачеванием еще не были четко обозначены. Значение детального знания строения человеческого тела для практической деятельности сознавали лишь немногие врачи. Тому было несколько причин. Прежде всего не следует забывать, что возникновение и дальнейшее развитие новой анатомии не были непосредственно связаны с запросами и потребностями медицины. Являясь одним из наиболее ярких феноменов культуры Возрождения, она возникла как результат устремленности человека Возрождения к Богу, к прекрасному и к знанию. Познание строения человеческого тела и взаимодействия его частей раскрывало великие тайны, позволяло постичь внутреннюю организацию существа, созданного по образу и подобию божию, позволяло постичь подлинную гармонию, возникшую и существующую благодаря божественному вдохновению Творца. Гармония строения и движений человеческого тела стала идеалом прекрасного. Не случайно же революцию в анатомии подготовили не столько врачи, сколько живописцы и скульпторы, более чем за столетие до А. Везалия порвавшие с традициями плоскостного, статичного изображения человека, чтобы показать его в жизни, в движении, в радости или страдании. Еще ненужная или, мягче говоря, невостребованная медициной анатомия начала бурно развиваться, самим фактом своего развития подтверждая незыблемость принципа самоценности знания.

О познании мудрости Создателя как стимуле и одновременно важнейшей задаче новой анатомии неоднократно говорил ее основоположник А. Везалий. " Различные исследования тела, о гармонии которого мы постоянно возвещаем и которое самому человеку совершенно неизвестно, пишутся нами, чтобы рассмотреть по божественному вдохновению соединения не органов, а соединение неизмеримых деяний Творца, назначению которых мы удивляемся", — указывал А. Везалий в предисловии к "Эпитоме" . Именно этот стимул, эта задача определили и опережающий характер развития анатомии в XVI—XVIII веках по сравнению с медициной, и известную независимость его от потребностей практической медицины и хирургии.

Ключевые слова: история медицины, история анатомии, анатомия, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета