Авторы: Сточик А. М., Ивакина М. О.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 6

Преподавание фармацевтических дисциплин на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке

Преподавание в XVIII веке фармацевтических дисциплин на медицинском факультете Московского университета является, пожалуй, одним из самых мало изученных вопросов в истории этого учебного заведения. И если невнимание к нему отечественных историков фармации и фармообразования более или менее понятно — в XVIII веке не Московский университет играл главную роль в процессе становления системы подготовки фармацевтов в России — то позиция исследователей, изучавших историю медицинского факультета Московского университета, вызывает, мягко говоря, удивление. При том, что факт преподавания в Московском университете фармацевтических дисциплин установлен и даже так или иначе описан, цели и задачи этого преподавания не оговариваются вовсе. Анализ же того, что собственно слушали студенты-медики в рамках подготовки по фармацевтическим наукам, какие сведения они получали из этих курсов, не только не проливают свет на данную проблему, но, напротив, искусственно провоцирует дополнительные вопросы и приводит к ошибочным выводам.

Например, В. В. Николаев в юбилейном сборнике, посвященном 175-летию I ММИ, описывая и разбирая собранные им факты, пришел к заключению, что по тематике излагавшегося материала студенты слушали, согласно современной терминологии, фармакогнозию и фармацевтическую химию. Однако при этом почему-то данные, характеризующие преподавание фармакогнозии и фармацевтической химии, без каких-либо объяснений приводятся в контексте истории кафедры фармакологии. И такой подход к изложению, о причинах которого остается только догадываться, используется еще в целом ряде работ.

Ключевые слова: история медицины, история фармацевтики, история фармации, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета