Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 4

Реформа университетского медицинского образования в Австрии во второй половине XVIII века

Коренное отличие систем высшего медицинского образования прошлого и настоящего состоит главным образом в том, что вплоть до XIX века медицинские факультеты университетов не готовили специалистов, способных оказывать практическую помощь больным, будь то врачи-интернисты, хирурги, акушеры или фармацевты. Курс наук медицинских факультетов был ориентирован лишь на освоение студентами той научной базы, которая позволила бы желавшим заниматься практической медицинской деятельностью в последующем приобрести для этого необходимые навыки. Переход к современной модели высшего медицинского образования стал результатом пересмотра существовавших более 6 веков целевых установок университетского медицинского образования и берет начало со времени претворения в жизнь австрийской реформы второй половины XVIII века, разработчиком и главным исполнителем которой был Герард Ван Свитен.

Медицинское образование Ван Свитен получил в Лейденском университете, куда он поступил в 1718 г. Среди целой плеяды выдающихся врачей и профессоров, преподававших в то время в университете и создававших ему европейскую славу, особое впечатление на Ван Свитена произвел знаменитый Г. Бургаве. В свою очередь Бургаве также обратил внимание на Ван Свитена и довольно рано выделил его среди своих слушателей. В начале 20-х годов Ван Свитен был уже ближайшим учеником и помощником Бургаве, а после защиты докторской диссертации в 1725 г. получил приват-доцентский курс на его кафедре практической медицины. Молодой Ван Свитен полностью оправдал доверие, оказанное ему учителем. Конечно же, лекции Ван Свитена в Лейденском университете нельзя сравнивать с курсом, который читал сам Бургаве, но уже на рубеже 20—30-х годов и они приобрели европейскую известность. Одним из подтверждений тому может служить сделанное Ван Свитену, но не принятое им, чрезвычайно выгодное предложение занять престижную профессорскую должность в Лондоне с огромным по тем временам для врача и педагога годовым окладом в 1000 фунтов стерлингов.

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования