Авторы: Pоманюк В. П., Лапотников В. А.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 6

К 200-летию основания пеpвого в Pоссии Клинического повивального института

К середине XVIII века в России были созданы предпосылки для подготовки на государственном уровне специалистов акушерского дела. Директор медицинской коллегии П. 3. Кондоиди в марте 1754 г. представил в Сенат свой проект организации школ для обучения повивальных бабок (акушерок) в Петербурге и Москве.

По этому проекту все повивальные бабки, практиковавшие в то время, должны были подвергаться публичному экзамену при медицинских учреждениях и только в случае успешного результата получить диплом на право заниматься практической деятельностью. Устанавливались штаты повивальных бабок: Москва — 15 человек, Петербург — 10, губернские города — по 1 человеку. Определялся размер денежного вознаграждения за прием родов и другие манипуляции, связанные с ними. Проект обязывал повивальных бабок обучить акушерскому искусству не менее двух учениц в возрасте от 18 до 25 лет. Подготовка носила практический характер, курс обучения составлял 6 лет. Через 3 года ученицы самостоятельно, но под контролем акушерки, допускались к приему родов.

В штате повивальных школ Москвы и Петербурга предусматривалось по 2 должности — 1 профессора и 1 лекаря-акушера для обучения бабок. В обязанность профессора входило чтение теоретического курса (на русском и немецком языках) 2 раза в неделю у себя на дому за неимением особых помещений. На лекаря-акушера возлагался практический раздел обучения (преподавание анатомии на трупах, обучение работе с хирургическими инструментами и т. д.). После прохождения программы ученицы сдавали экзамен и получали диплом и звание "присяжная повивальная бабка".

Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, клинический повивальный институт