Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3

Разработка программы обучения на медицинском факультете Московского унивеpситета в пеpиод pаботы по подготовке устава 1835 г. Сообщение 1. События 1825—1828 гг.

Предусматривавшаяся "Уставом" 1804 г. переориентация деятельности медицинского факультета на выпуск специалистов, уровень практической подготовки которых позволял бы присваивать им одновременно с окончанием университета право на врачебную практику, потребовала коренной реорганизации всего учебного процесса. Задача не из легких, особенно для Московского университета, сильно пострадавшего и в кадровом, и в материально-техническом отношении от войны, оккупации и московского пожара. В результате первые 16—17 лет работы медицинского факультета в условиях действия нового устава превратились в непрерывную череду преобразований и восстановления потерь, нанесенных наполеоновским нашествием. К началу 20-х годов было сделано немало: удалось ввести преподавание 14 самостоятельных учебных курсов, существенно повысить уровень преподавания естественных и теоретических врачебных наук, разработать и внедрить методику проведения клинических занятий у постелей больных, создать и ввести в действие значительную для того времени клиническую базу, общая коечная мощность которой составляла 50 кроватей, внести изменения в организацию учебного процесса, позволявшие при сохранении цикловой системы обучения осуществлять подготовку студентов в условиях ежегодного приема в университет. Факультет стал ежегодно выпускать 30—40 лекарей, уровень практической подготовки которых, судя по приходившим в Московский университет отзывам не вызывал нареканий. И все же сложившаяся к середине 20-х годов XVIII века программа обучения на медицинском факультете в плане ее соответствия новым целевым установкам университетского медицинского образования была еще далека от совершенства. Фактически единой учебной программы, ориентированной на подготовку врача, еще создано не было. Отсутствовала и строгая последовательность преподавания: занятия в клинических институтах зачастую начинались задолго до того, как студенты завершали изучение базовых теоретических дисциплин, которые в свою очередь читались параллельно с естественными науками.

Однако профессора факультета, похоже, не замечали имевшихся недостатков: то ли устали от постоянных новшеств, то ли считали, что содеянного вполне достаточно. Они наслаждались передышкой, обсуждая на заседаниях Совета лишь частные вопросы.

Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета