Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Гоpелова Л. Е., Сточик А. А.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1999, № 4
Пpедыстоpия подготовки "дополнительного постановления о медицинском факультете Импеpатоpского московского унивеpситета"
Среди публикаций, в той или иной мере затрагивающих проблемы истории медицинского факультета Московского университета в середине XIX века, трудно отыскать такую, в которой не упоминалось бы принятое в декабре 1845 г. "Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета". Более или менее подробные описания этого документа, порядка его подготовки и значения в истории факультета можно встретить в работах И. Д. Страшуна, Д. М. Российского, Ф. Р. Бородулина, И. А. Зиновьева, Г. В. Архангельского и других отечественных историков медицины, единодушно оценивших преобразования, осуществленные в соответствии с требованиями этого постановления, как одну из важнейших реформ преподавания на факультете в XIX веке.
С такой оценкой трудно спорить. Расширение объема преподавания фундаментальных медицинских дисциплин, организация кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, значительное увеличение коечной мощности клинической базы университета, введение клинического преподавания курса глазных болезней, а главное, создание факультетских и госпитальных терапевтических и хирургических клиник кардинальным образом изменили организацию и содержание учебного процесса на медицинском факультете Московского университета, существенно повысив уровень и качество подготовки выпускавшихся врачей. По своему влиянию на судьбу факультета "Дополнительное постановление..." было вполне равнозначно новому университетскому уставу, а потому не удивительно, что этот документ привлек к себе внимание сразу нескольких поколений отечественных исследователей.
Вместе с тем внимательное изучение данных литературы и особенно сопоставление их между собой и с многочисленными документами из фондов Министерства народного просвещения, попечителя Московского учебного округа и Московского университета позволяют констатировать не только противоречивость и неточность в изложении событий, связанных с подготовкой "Дополнительного постановления...", но и крайне недостаточную изученность истории высшего медицинского образования в России в 40-х годах XIX века. Авторы многочисленных публикаций по существу вырвали из канвы процесса развития российского медицинского образования частные, хотя и очень важные, преобразования, приписав их разработку и осуществление инициативе отдельных профессоров. В то же время в конце 30-х — первой половины 40-х годов XIX века в России была осуществлена реформа управления государственной системой подготовки врачебных кадров, и изменения в организации и содержании учебного процесса, предусмотренные "Дополнительным постановлением...", разрабатывались и апробировались в Московском университете в порядке подготовки единого учебного плана, унифицирующего подготовку лекарей в России.
С начала XIX века подготовка врачебных кадров (лекарей) в России осуществлялась на базе медико-хирургических академий и медицинских факультетов университетов. В отечественной историко-медицинской литературе этот факт достаточно широко известен, однако никто из исследователей не обратил внимания на то, что академии и университеты в тот период отличались друг от друга не только по названиям, а представляли собой принципиально разные высшие медицинские учебные заведения.
Медико-хирургические академии готовили врачей исключительно для военной и гражданской службы. Главная же задача медицинских факультетов университетов заключалась в формировании интеллектуальной элиты медицинского сословия Рос¬сии, в подготовке широко образованных во всех областях естествознания, теоретической и практической медицины врачей, способных заниматься не только медицинской практикой, но и научно-педагогической деятельностью, пополняя профессорский корпус отечественных высших медицинских учебных заведений.
Ключевые слова: история медицины, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета