Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 4

Развитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 1.

Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинских факультетах Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—80-х годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, А. де Гаеном, М. Штоллем, И. П. Франком, в ходе которых были полностью отработаны методика и идеология преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного, ознаменовали собой окончание периода становления клинического преподавания в университетах Европы.Начиная с 90-х годов XVIII века эффективность практических форм обучения у постели больного и необходимость их широкого внедрения в учебный процесс на медицинских факультетах получили окончательное признание.

Вместе с тем безоговорочное лидерство австрийских университетов в вопросах клинической подготовки студентов медицинских факультетов университетов сохранялось недолго. Уже в начале XIX века во многом в результате общественно-политических потрясений, вызванных последствиями Французской революции и непрерывной чередой наполеоновских войн, пальма первенства в разработке и решении проблем совершенствования практических форм обучения у постели больного перешла в руки немецких и французских клиницистов, усилия которых привели к постепенному формированию в 10—20-х годах XIX века различных направлений развития клинического преподавания.

Собственно говоря, в начале XIX века было предложено два основных направления развития клинического преподавания. Первое возникло в университетах Германии и состояло в широком внедрении и дальнейшем совершенствовании педагогических идей создателей старой венской клинической школы, ставивших во главу угла клинической подготовки ежедневные занятия профессоров с каждым студентом непосредственно у постелей специально отобранных для учебного процесса тематических больных. Второе сложилось в медицинских школах Франции и, напротив, предусматривало частичный или даже полный отказ от подобной методики "тепличного" обучения в пользу самоподготовки студентов в ходе работы с большим количеством больных в многопрофильных госпиталях, направляемой и корректируемой профессорами путем проведения показательных клинических разборов в лекционном зале перед всеми учащимися. Каждое из этих направлений имело свои сильные и слабые Основу разработанной и внедренной в 10—20-х годах XIX века на медицинских факультетах университетов Германии системы клинической подготовки студентов составляли две главные идеи. Первая заключалась в том, что, по мнению немецких клиницистов, должный уровень знаний и умений в области внутренней медицины и хирургии студенты медицинских факультетов могут приобрести только в том случае, если будут обучаться в небольших клиниках с малым числом больных. "Не те являются великими врачами, кто видит много больных, а те, кто многое видит в немногих больных"2, — говорил М. Штолль, и эта мысль была безоговорочно принята профессорами клинических кафедр университетов Германии. Особо подчеркнем, что предпочтение маленьким университетским клиникам со стороны немецких клиницистов не следует трактовать как ответную реакцию на имевшие место в Германии в конце XVIII — начале ХIХ века проблемы с организацией полноценных клинических баз. В качестве доказательства этого чрезвычайно принципиального положения приведем слова В. Гумбольдта, выступившего с резкой критикой идеи развертывания клиник Берлинского университета на базе многокоечной больницы Charite. "Charite, — говорил, в частности, В. Гумбольдт, — не годится для этого, потому что множество больных рассеивает внимание начинающих и делает невозможным для преподавания руководить каждым студентом в отдельности надлежащим образом".

Вторая идея состояла в том, что ведущая роль в клинической подготовке будущих врачей-интернистов или хирургов принадлежит профессорам практических медицинских дисциплин, перед которыми ставилась задача не только научить студентов конкретным лечебно-диагностическим приемам и познакомить с существующими нозологическими формами болезней, но прежде всего сформировать у них основы клинического мышления и передать личный врачебный опыт.

Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинского образования