Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затpавкин С. Н., Гоpелова Л. Е.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 1

Изменения в оpганизации и содеpжании учебного пpоцесса в связи с пpинятием "дополнительного постановления о медицинском факультете Импеpатоpского московского унивеpситета" (1845)

О преобразованиях, последовавших в Московском университете в связи с введением в действие высочайше конфирмированного 19 декабря 1845 г. "Дополнительного постановления о медицинском факультете Императорского Московского университета", в отечественной историко-медицинской литературе сказано немало. Более или менее подробные упоминания о происшедшем во второй половине 40-х—начале 50-х годов XIX века слиянии медицинского факультета Московского университета с Московской медико-хирургической академией, значительном расширении клинической базы факультета, развертывании двух факультетских и двух госпитальных клиник, организации самостоятельной кафедры и госпитальной клиники глазных болезней, создании кафедры патологической анатомии и патологической физиологии можно встретить в подавляющем большинстве работ, посвященных истории медицинского факультета Московского университета и высшего медицинского образования в России в XIX веке.

Однако, как показал проведенный нами анализ сохранившихся архивных документов, содержащийся в литературе перечень этих преобразований не просто не полон, а не включает в себя самых главных нововведений, составивших по существу основное содержание реформы. Строго говоря, таких нововведений, полностью выпавших из поля зрения исследователей, было два.

Первое состояло во внедрении в учебный процесс качественно новой системы клинической подготовки. Забегая не-сколько вперед, отметим, что именно для этого, а отнюдь не только с целью расширения клинической базы факультета и увеличения числа клинических занятий в Московском университете вместо 3 морально устаревших клинических институтов было развернуто 6 современных клиник: 2 факультетские и акушерская в зданиях бывшего главного корпуса Московской медико-хирургической академии на Рождественке, 2 госпитальные в Ново-Екатерининской больнице и "глазная госпитальная клиника" на базе Московской глазной больницы. Принципиальная особенность сложившейся в Московском университете в результате реформы системы клинической подготовки состояла во внедрении в учебный процесс идеи этапности клинического преподавания, т. е. такого порядка обучения студентов медицинского факультета клинике внутренних и хирургических болезней, при котором весь необходимый для формирования врача с правом на практику объем клинической подготовки разделен на несколько последовательных взаимосвязанных этапов, предусматривавших наличие отдельных преподавателей, самостоятельных клиник, а также четко установленных целей, задач и места в общей структуре учебного процесса.

Ключевые слова: история медицины, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета