Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 3
Оpганизационно-методические аспекты внедpения в учебный пpоцесс на медицинском факультете Московского унивеpситета этапности клинического пpеподавания
Одной из важнейших отличительных особенностей реформы учебного процесса на медицинском факультете Московского университета, осуществленной во второй половине 40-х годов XIX века в связи с принятием в 1845 г. знаменитого "Дополнительного постановления...", стало чрезвычайно быстрое по российским меркам достижение желаемого результата. Уже в середине 50-х годов экспертизы, проведенные Министерством народного просвещения, подтвердили исключительную целесообразность большинства предпринятых нововведений и выявили существенное повышение уровня и качества подготовки выпускавшихся Московским университетом врачей.
Безусловно, главной причиной случившегося послужило богатство идей, заложенных в основу "Дополнительного постановления...". Достаточно напомнить о разработанной в ходе подготовки этого документа и полностью внедренной в учебный процесс уже в 1847/48 г. идее этапности клинического преподавания, определившей формирование беспрецедентной по своей эффективности системы клинической подготовки. Однако существовала и другая причина успеха реформы 40-х годов — заблаговременная проработка и чрезвычайно ответственное отношение авторов "Дополнительного постановления..." к проблемам организационно-методического обеспечения предстоявших преобразований.
Инициатором обсуждения этих проблем выступили профессора и руководители Московского университета, справедливо полагавшие, что невнимание к организационным вопросам может не только осложнить и без того непростое внедрение новой системы клинической подготовки, но и дискредитировать саму идею этапности клинического преподавания. Поэтому неудивительно, что уже в первом письме попечителя Московского учебного округа С. Г. Строганова министру народного просвещения С. С. Уварову от 6 мая 1841 г., содержавшем изложение идеи внедрения в учебный процесс в Московском университете этапности клинического преподавания, приводились и соображения московских профессоров по поводу необходимых для успешного воплощения в жизнь этой идеи организационных мероприятий.
Первоначально профессора и руководители Московского университета поставили перед Министерством народного просвещения и Временным медицинским комитетом два организационных вопроса: каким образом можно добиться увеличения коечной мощности клинической базы университета и в каких именно московских больницах можно разместить новые клиники. По поводу первого вопроса Совет Московского университета и попечитель высказались за полную ликвидацию маломощных клинических институтов и развертывание новых клиник на базе лечебных заведений города. Что же касается второго вопроса, то он, несмотря на свой, очевидно, частный характер, заслуживает детального рассмотрения.
Ключевые слова: история медицины, клиническая медицина, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета