Авторы: Сточик А. М. ,Затpавкин С. Н., Астахова Е. Ю.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 5
Взаимовлияние учебных пpогpамм медицинского института и медицинского факультета Московского унивеpситета в 1818—1834 гг.
Создание в первой четверти XIX века Медицинского института при Московском университете имело далеко идущие последствия. Важнейшим из них стал пересмотр учебной программы медицинского факультета Московского университета, завершившийся в конечном итоге окончательной переориентацией факультета на подготовку практикующих врачей и полным слиянием учебных программ института и факультета.
Реорганизация учебного процесса на медицинском факультете Московского университета под влиянием Медицинского института началась уже осенью 1818 г. Тогда медицинский факультет оказался вынужденным определить программу первого года обучения для присланных в университет по инициативе А. Н. Голицына 50 воспитанников будущего института, которых следовало выпустить лекарями в строго заданный срок — через 4 года обучения.2 В это время медицинский факультет не готовил врачей с правом на самостоятельную практику, а продолжительность обучения студентов составляла 5—7 лет.3 Специальной учебной программы для Медицинского института еще не существовало, но было ясно, что для завершения обучения в заданный срок воспитанники должны были немедленно при-ступить к изучению анатомии. Врачебное отделение оказалось вынужденным просить проф. Е. О. Мухина читать его комбинированный курс (анатомии, физиологии и судебной медицины) не с запланированного на этот год раздела "Судебная медицина",4 а с начала — с раздела "Анатомия". Е. О. Мухин не согласился, но это не изменило позиции врачебного отделения, и в итоге предмет "Анатомия" был исключен из комбинированного курса Е. О. Мухина и передан другим преподавателям.
Таким образом, первое же появление в университете институтских воспитанников ускорило распад одного из наиболее громоздких комбинированных профессорских курсов, что в свою очередь кардинально изменило качество преподавания анатомии и облегчило установление оптимальной последовательности в преподавании оставшихся в курсе Е. О. Мухина дисциплин. Но происшедшее событие имеет и другой аспект. Врачебное отделение, настойчиво принуждавшее Е. О. Мухина изменить порядок преподавания его курса, впервые действовало в соответствии не столько с факультетскими нуждами, сколько с потребностями Медицинского института. Законодательно ни¬каким ограничением университетских свобод организация института не сопровождалась. Однако та ответственность, которую приобрел Московский университет, выполняя "государственный заказ" по подготовке в Медицинском институте врачей в за¬данный срок обучения, фактически ограничила свободу медицинского факультета перестраивать учебный процесс на факультете без учета требований этого "заказа".
В дальнейшем, после разработки и внедрения в 1819 г. специальной учебной программы для Медицинского института, которая, казалось бы, должна была обеспечить полную независимость и факультета и института, влияние Медицинского института на организацию и содержание учебного процесса на факультете не только не уменьшилось, но, напротив, возросло. Последнее объясняется тем обстоятельством, что, несмотря на все усилия профессоров и руководителей университета, полностью разделить воспитанников института и студентов факультета в ходе их обучения оказалось невозможно.
Ключевые слова: история медицины, история медицинских учреждений, история медицинского образования, медицинский факультет Московского университета