Авторы: Гончар В.В., Ратманов П.Э.

Общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России (конец XIX – начало XX вв.)

Гончар В.В. - Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 9, Россия

Ратманов П.Э. - Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, Россия

Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется в истории отечественной медицины невиданным подъемом, когда медицинская общественность активно участвовала в общественно-политической жизни страны, предлагая пути решения многих актуальных для той эпохи проблем, не редко выходящих далеко за рамки узкопрофессиональных медицинских вопросов. Как правило, медики апеллировали к государству, которое играло ведущую роль в социально-экономической и политической жизни страны. Заметное место в этих событиях занимало Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова, на съездах которого ведущую роль играли земские врачи и врачи городских самоуправлений. К числу приоритетных вопросов повестки дня большинства съездов на рубеже веков относились катастрофические показатели смертности среди населения, эпидемии инфекционных заболеваний, улучшение санитарного состояния населенных пунктов, а также помощь голодающим.

В этой публичной дискуссии практически не было место для вопросов оказания зубоврачебной помощи и зубоврачебного образования. Во-первых, болезни зубов не пугали смертностью, загадочностью этиологии и патогенеза, поэтому эта проблема некогда не входила в число приоритетных для медицинской общественности. В обществе с большим количеством нерешенных социальных проблем, организация зубоврачебной помощи на селе была признана «роскошью» [1]. Во-вторых, зубоврачеванием занимались дантисты и зубные врачи, не имевшие университетского образования, и, как следствие, обладавшие низким социальным статусом [2].

На протяжении XIX в. в России зубоврачебное образование приобреталось путем ученичества, ремесленной выучки при официально признанными властями дантистах, а государство возложило на себя роль только по выдаче разрешений на право зубоврачебной деятельности и официального контроля за их работой. Современники отмечали, что «количество дантистов выросло, качество же понизилось, т.к. в большинстве случаев это были невежественные люди без какого общего образования и с плохой специальной подготовкой» [3].

В 1879 г. на VI Съезде русских естествоиспытателей и врачей с проектом реформы зубоврачебного образования выступил профессор Н.В. Склифосовский, который считал, что в стране необходима организация школ для зубных врачей, но наиболее целесообразным было бы осуществлять подготовку специалистов по зубоврачеванию при университетских кафедрах медицинских факультетов, а именно создать доцентуру при кафедрах хирургии [4; 5]. Другие представители отечественной медицины второй половины XIX в., например, Э.Э. Эйхвальд, М.И. Афанасьев, С.С. Салазкин также выступали за признание зубоврачевания равноправным разделом медицины, требующим серьезного подхода к решению проблемы подготовки врачебных кадров, владеющих не только навыками зубоврачевания, но и обладающими хорошей общеклинической подготовкой [6].

Несмотря на то, что дипломированные врачи-медики имели возможность усовершенствоваться в зубоврачевании, они не спешили это делать, поэтому прогресс зубоврачевания в стране принадлежал преимущественно трудам и стараниям дантистов и зубных врачей. Врачи, имевшие диплом «лекаря» и специализировавшиеся на зубоврачевании (врачи-одонтологи), стали появляться в единичных случаях только в начале 80-х гг. XIX в., т.к. считалось, что «изучать зубные болезни, знакомиться практически с техникой зубной терапии считается для врачей ненужным, даже унизительным, ибо это дело так называемых дантистов» [7]. Более того, врачу-одонтологу того времени, угрожала опасность общемедицинской деквалификации по мере углубления в практическое зубоврачевание [8].

Ключевые слова: стоматология, история медицины, зубные врачи, управление здравоохранением, образование