Категории материалов

Сбросить
Сортировать по: Названию Автору
Показывать по:

К 10-летию образования кафедры организации санитарно-эпидемиологической службы Российской медицинской академии последипломного образования

Источник: Гигиена и санитария, 2004, № 3

Авторы: Шестопалов Н. В. , Новосельская О. М.

По официальной статистике к началу 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось более 2400 учреждений санитарно-эпидемиологического профиля, из которых 2279 центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в субъектах Российской Федерации, городах и районах, региональные на транспорте (водном и воздушном). В соответствии с Федеральным законом от 30. 03. 99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право на работу в должности главного государственного санитарного врача или его заместителя имеют лица, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности "Медико-профилактическое дело".

Читать статью полностью, формат pdf

Целлюлярная патология и революция научной медицины (к 190-летию со дня рождения Рудольфа Вирхова)

Источник: Архив патологии, 2011, № 3

Авторы: Повзун С. А., Мальков П. Г., Франк Г. А.

13 октября 2011 г. исполняется 190 лет со дня рождения Рудольфа Вирхова (Rudolf Ludwig Karl Virchow, 1821—1902) —  XIX века, основоположника современной клеточной патологии.
Р. Вирхов окончил медицинский факультет Берлинского университета им. Фридриха Вильгельма (1843) и, защитив докторскую диссертацию на тему "De rheumata praesertin corneae", Королевскую больницу Шарите помощником к прозектору R. Floriep.

Читать статью полностью, формат pdf

Эйзенбарт (1663—1727) — странствующий народный целитель, хирург и окулист

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2007, № 2

Авторы: Ногаллер А. М., Козуб Е. Э. (Бамберг, ФРГ)

Известно, что медицина как научная дисциплина начала развиваться с XIX века в связи с достижениями химии, физики, биологии и других естественных наук. Однако лечебная помощь людям оказывалась с момента возникновения человечества, вместе с появлением Homo sapiens. В XVII веке в Европе одним из выдающихся врачевателей был Иоганн Андреас Эйзенбарт

Читать статью полностью, формат pdf

Из истории патологии XIX века. Рудольф Вирхов и его взгляд на болезнь

Источник: Архив патологии, 2009, № 5

Авторы: А. М. Сточик, М. А. Пальцев, С. Н. Затравкин

Р. Вирхов окончил Медицинский институт Фридриха-Вильгельма в Берлине в начале 40-х годов XIX века и благодаря полученному образованию оказался вовлечен в сферу существовавших в медицине того времени алгоритмов мышления и коллективных представлений. Главным из них, как уже говорилось выше, служило представление о болезни как чужеродном организму человека явлении, возникающем и развивающемся по своим собственным законам, отличным от законов жизнедеятельности организма человека.

Читать статью полностью, формат pdf

К истории возникновения патологической анатомии

Источник: Архив патологии, 1999, № 6

Авторы: А. М. Сточик, М. А. Пальцев, С. Н. Затравкин

Крылатая фраза М. Биша, характеризующая патологическую анатомию как науку, которая "отверзает двери к таинствам физиологии болезней", исполнена глубокого смысла. Для медицины конца XVIII—начала XIX века рождение патологической анатомии было не просто появлением новой науки, изучающей "видимые поражения, которые состояние болезни производит в органах человеческого тела". "Повивальной бабкой" ее стал новый подход к осмыслению и анализу уже известных корреляций между внешними (клиническими) проявлениями — симптомами различных заболеваний — и обнаруживаемыми при вскрытии поражениями органов и частей тела умерших от этих заболеваний.

Читать статью полностью, формат pdf

М. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 1.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 6

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Возникновение современной модели и современных целевых установок высшего медицинского образования относится ко 2-й половине XVIII века и связано прежде всего с внедрением преподавания практических врачебных наук у постели больного и совершенствованием его форм и методов.

Читать статью полностью, формат pdf

М. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 2.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2002, № 1

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Главная работа началась во второй половине 1818 г., когда М. Я. Мудрову по заданию попечителя Московского учебного округа А. П. Оболенского пришлось буквально в пожарном порядке готовить пакет документов, в совокупности составивших проект "Устроения Терапевтического института или Врачебной школы на 100 воспитанников при Императорском Московском университете".

Читать статью полностью, формат pdf

Развитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 1.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 4

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинских факультетах Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—80-х годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, А. де Гаеном, М. Штоллем, И. П. Франком, в ходе которых были полностью отработаны методика и идеология преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного, ознаменовали собой окончание периода становления клинического преподавания в университетах Европы.

Читать статью полностью, формат pdf

Развитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 2.

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 5

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.

В начале XIX века, когда ведущими университетами Европы уже активно решались вопросы выбора направления дальнейшего развития клинического преподавания, медицинским факультетам России еще только предстояло встать на путь вовлечения больных в учебный процесс.

Читать статью полностью, формат pdf

Возникновение идеи этапности клинического преподавания. События 1835—1840 гг.

Источник: Клиническая медицина, 2000, № 10

Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.

Среди множества работ, в той или иной мере затрагивающих проблемы истории отечественной медицины первой половины XIX века, крайне трудно отыскать такую, в которой бы не сообщалось о проведенной в 30—40-х годах серии крупных реформ в сфере высшего медицинского образования, не приводился бы перечень осуществленных преобразований, не разбиралось бы их влияние на развитие русской медицины и медицинской науки.

Читать статью полностью, формат pdf

Возникновение идеи этапности клинического преподавания. События 1840—1841 гг.

Источник: Клиническая медицина, 2000, № 11

Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.

Неудача, постигшая профессоров Московского университета, выступивших в 1835 г. с предложением ввести этапность клинического преподавания и организовать дополнительную "медико-хирургическую" клинику на базе городской больницы, не изменила их взглядов на необходимость реформирования сложившегося на медицинских факультетах российских университетов порядка клинического преподавания.

Читать статью полностью, формат pdf

Разработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.)

Источник: Клиническая медицина, 2000, № 12

Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.

Впервые с идеей разделить весь необходимый для формирования завершенного специалиста объем клинической подготовки на несколько последовательных взаимосвязанных этапов и организовать два типа учебных клиник выступили профессора медицинского факультета Московского университета в 1835 г.

Читать статью полностью, формат pdf