Авторы: Несвижский Ю. В., Миннибаев Т. Ш., Алексеева В. М., Соколова Т. В.
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Медико-профилактический факультет московской Медицинской академии им. И. М. Сеченова на пороге XXI века
23 июня 1930 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов". В соответствии с этим постановлением 19 июля 1930 г. медицинский факультет был выведен из состава МГУ и реорганизован в самостоятельный 1-й Московский медицинский институт в составе двух факультетов: лечебно-профилактического и нового санитарно-профилактического, который в 1935 г. был переименован в санитарно-гигиенический, а в 1992 г. — в медико-профилактический факультет. Такой факультет был создан впервые в истории мирового медицинского образования.
Он готовит санитарных врачей, перед которыми стоит задача развивать профилактическое направление здравоохранения. Огромная заслуга в создании санитарно-гигиенического факультета в I ММИ принадлежит таким ведущим ученым-гигиенистам и организаторам здравоохранения, как Н. А. Семашко, А. В. Мольков, И. Д. Страшун, С. И. Каплун, А. В. Рейслер, С. Н. Черкинский, П. М. Ивановский и др. Уже в мае 1931 г. учебно-методическим сектором Наркомпроса РСФСР впервые был утвержден типовой учебно-производственный план санитарно-гигиенических факультетов, составленный преподавателями института под руководством первого декана факультета проф. И. Д. Страшуна. В этом плане изложены принципиальные положения, касающиеся подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога. В частности, подчеркнуто, что "студенты санитарно-гигиенического факультета должны овладеть врачебным мышлением, методикой исследования внешней среды, пониманием этиологии и патогенеза заболеваний и вытекающей отсюда профилактики и мер борьбы с заболеваниями". Эти установки и в настоящее время актуальны. Постоянная работа по усовершенствованию учебного процесса, повышению идейно-политического уровня преподавания и укреплению материальной базы факультета содействовала успешной подготовке крайне необходимых кадров санитарных врачей. На факультете был создан профессорско-преподавательский коллектив, успешно решающий вопросы методики преподавания на санитарно-гигиенических факультетах. На гигиенических кафедрах I ММИ готовились проекты программ преподавания, методические указания и другие материалы, широко используемые Наркомздравом в его руководящей методической работе. В 1937 г. был создан ученый совет санитарно-гигиенического факультета, которому было дано право принимать диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. При деканате были организованы комиссии: методическая, по руководству производственной практикой, по работе с аспирантами, по связи с молодыми врачами — выпускниками факультета. На протяжении всего периода существования факультета большое внимание уделялось учебному плану подготовки специалистов профилактического профиля.
Первоначально факультет готовил специалистов узкого профиля по одной из отраслей санитарного дела. В связи с этим были созданы следующие отделения: промышленно-санитарное, эпидемиологическое, жилищно-коммунальное, пищевое. Преподавание на них резко дифференцировалось, но учебный план в целом был построен на общих принципах. В первоначальном плане, рассчитанном на 4-летнее обучение, значительное место занимали технические и общетеоретические дисциплины; курс клинических дисциплин был резко сокращен. С 1935 г. восстановлен 5-летний срок обучения, уменьшено число отделений на санитарно-гигиеническом факультете, а в 1937 г. полностью ликвидировано разделение факультета на отделения, резко сокращен курс технических дисциплин и увеличено число часов на преподавание клинических дисциплин. В 1938 г. введен единый план обучения на санитарно-гигиеническом факультете. В этом плане отсутствовали технические дисциплины, увеличен объем преподавания общемедицинских и теоретических дисциплин, а также значительно расширен объем клинических и специальных гигиенических дисциплин. Последующее изменение учебного плана в 1946 г., предусматривающее 6-летнее обучение студентов, преследовало цель повысить уровень теоретической и особенно практической подготовки врачей. В 6-летнем плане обучения предусмотрено значительное увеличение объема преподавания всех дисциплин. На преподавание клинических дисциплин на санитарно-гигиеническом факультете отведено то же число часов, что на лечебном факультете при 5-летнем сроке обучения. Значительно расширился объем преподавания гигиенических дисциплин и эпидемиологии. В 1950 г. впервые была введена в 12-м семестре профильная подготовка студентов по отдельным гигиеническим дисциплинам, значение которой в общей подготовке специалиста-профилактика трудно переоценить.
Ключевые слова: история медицины, гигиена и санитария, история медицинского образования, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова