Авторы: Кучма В. Р.
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Гигиена детей и подростков - один из ведущих системообразующих элементов специальности "медико-профилактическое дело"
Вопросы гигиены детей и подростков всегда были чрезвычайно актуальны, так как, во-первых, касались и касаются значительного контингента населения Российской Федерации, а во-вторых, имеют огромное медико-социальное значение (многие болезни взрослых формируются в детском возрасте, ограничения трудовой занятости, формирование здорового образа жизни и др.).
Основы гигиены детей и подростков как части профилактической медицины закладывались в работах как отечественных педиатров (ибо педиатр не только лечил больных детей, но призван был дать советы по уходу и воспитанию ребенка), так и гигиенистов. В 50—60-х годах XIX века врачи установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их неучащимися сверстниками было настолько явным, а частота их распространения с такой печальной закономерностью возрастала от класса к классу, что их появление сочли неизбежным следствием школьного обучения и они получили название "школьные болезни". Это определение дал в 1870 г. Р. Вирхов в работе "О некоторых вредных для здоровья влияниях школы".
Ключевые слова: история медицины, гигиена и санитария, история медицинского образования