Авторы: Кучма В. Р.

Источник: Гигиена и санитария, 2001, № 3

Преподавание гигиены детей и подростков в Высшей медицинской школе

Гигиена детей и подростков как профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, их влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков, в своем развитии за 115 лет прошла путь от частного раздела, курса общей гигиены до самостоятельной дисциплины, врачебной и академической специальности в здравоохранении и Российской академии медицинских наук.

Основы современной учебной дисциплины гигиены детей и подростков были заложены в Императорском московском университете (ИМУ) в преподавании вначале диететики, а затем уже и собственно гигиены. Гигиена стала самостоятельным предметом преподавания в соответствии с университетскими уставами 1863 и 1884 гг. Преподавание гигиены на медицинском факультете утверждало ее как науку в равных правах с клиническими дисциплинами в образовании врача.

В развитии отечественной школьной гигиены при-знается основополагающая роль двух выдающихся ученых: А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана, однако последний занимает главенствующее место и по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены. Значительная часть научных трудов Ф. Ф. Эрисмана посвящена проблемам гигиены детства: школьная близорукость и физическое развитие учащихся, освещение и вентиляция школьных зданий, школьное оборудование и физическое воспитание, школьное утомление и гигиена умственного труда учащихся.

Ф. Ф. Эрисманом на медицинском факультете Московского университета и А. П. Доброславиным в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга было введено преподавание гигиены, где раздел школьной гигиены входил составным звеном в курс гигиены. В Москов-ском Университете с 1886 г. введен приватдоцентский курс школьной гигиены. Курс читался одним из ближайших сотрудников Ф. Ф. Эрисмана Варнавой Ефимовичем Игнатьевым. Как ученик Ф. Ф. Эрисмана В. Е. Игнатьев в дальнейшем продолжил его линию на развитие школьной гигиены. Глубокие исследования В. Е. Игнатьева в этой области, широчайший диапазон его гигиенических познаний особенно проявились в последние 10 лет жизни, когда он стал организатором и директором Института физической культуры и спорта в Москве, заведующим кафедрой школьной гигиены в Московском педагогическом институте.

Совершенствованию подготовки врачей и развитию гигиены как практической области и учебной дисциплины способствовало открытие в 1890 г. при ИМУ институтов общей патологии, фармакологии и гигиены, анатомо-патологического института с кабинетами судебной медицины и оперативной хирургии [1, 3, 6].

Гигиенический институт имел бактериологическое отделение, несколько лабораторий (для врачей, студентов, ассистентов), оптическую комнату, весовые, комнату для исследования газообмена, вышку (открытую террасу на крыше здания, предназначенную отчасти для метеорологических наблюдений, отчасти для исследования влияния света на животный организм или на микробы), библиотеку, музей и городскую санитарную станцию. В лабораториях гигиенического института будущие лекари — студенты IV курса не только слушали лекции, но и изучали чисто практические вопросы охраны от загрязнения воды, воздуха, почвы, пищи.

Ключевые слова: история медицины, гигиена и санитария, история медицинского образования