Категории материалов

Сбросить
Сортировать по: Названию Автору
Показывать по:

Разработка программы обучения на медицинском факультете Московского унивеpситета в пеpиод pаботы по подготовке устава 1835 г. Сообщение 2. Пpоект Ю. Х. Лодеpа и его судьба

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.

Введение курсовой системы организации учебного процесса показало эффективность совместной работы попечителя с ведущей профессурой медицинского факультета. Но если М. Я. Мудров, что называется, скрепя сердце, ради дела или под давлением обстоятельств пошел на компромисс, начав сотрудничество с А. А. Писаревым, то для Ю. X. фон Лодера такой компромисс был невозможен.

Читать статью полностью, формат pdf

Реформа университетского медицинского образования в Австрии во второй половине XVIII века

Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 4

Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.

Коренное отличие систем высшего медицинского образования прошлого и настоящего состоит главным образом в том, что вплоть до XIX века медицинские факультеты университетов не готовили специалистов, способных оказывать практическую помощь больным, будь то врачи-интернисты, хирурги, акушеры или фармацевты.

Читать статью полностью, формат pdf

Роберт Кох (1843—1910)

Источник: Клиническая медицина, 1996, № 1

Авторы: Теличкин И. А. (Севастополь)

Важнейшие откpытия в бактеpиологии были сделаны в бытовых условиях, одним человеком, с помощью пpостейших пpиспособлений. Немецкий ученый Pобеpт Кох совеpшенно самостоятельно и в полном одиночестве, pаботая в убогом помещении, пpиспособленном под лабоpатоpию, изобpетая и своими pуками изготавливая все необходимое обоpудование, лишив себя комфоpта и pадостей жизни, пpовел беспpимеpные по точности и методичности pаботы, блестяще доказав, что такие заболевания, как сибиpская язва, тубеpкулез, холеpа и pяд дpугих, вызываются мельчайшими живыми оpганизмами — микpобами.

Читать статью полностью, формат pdf

Роль кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова в подготовке медицинских кадров и развитии гигиенической науки (к 70-летию основания кафедры)

Источник: Гигиена и санитария, 1997, № 1

Авторы: Кучма В. Р.

Архивные материалы к отчету 1-го МГУ им. М. В. Ломоносова за 1926—1927 гг. свидетельствуют о том, что 15 ноября 1926 г. доктор А. В. Мольков был утвержден временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой гигиены воспитания. В разделе методической работы отмечается, что особенностью 1926—1927 гг. было введение в жизнь нового учебного плана, утвержденного весной 1926 г. Это повлекло за собой введение ряда новых предметов (гигиена воспитания, гигиена труда, статистика с антропометрией, военные науки). Архивы содержат и материалы кафедры гигиены воспитания, в частности в области научной и преподавательской деятельности она протекала по следующим основным направлениям.

Читать статью полностью, формат pdf

Роль кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова в развитии научных и методических основ профилактической медицины

Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6

Авторы:
Румянцев Г. И.
Новиков С. М.
Козлова Т. А.
Беляева Н. Н.
Прохоров Н. И.

Основателем кафедры гигиены Московского университета в 1884 г. и ее первым заведующим был профессор Ф. Ф. Эрисман, один из основоположников отечественной гигиенической науки. Из кафедры общей гигиены стали выделяться самостоятельные курсы, которые в 1-м Московском медицинском институте превратились в самостоятельные кафедры (гигиены труда, школьной гигиены, гигиены питания и коммунальной гигиены). Таким образом, кафедра гигиены МГУ стала родоначальницей первого санитарно-гигиенического факультета в стране.

Читать статью полностью, формат pdf

Рудольф Вирхов: 150 лет учению о целлюлярной патологии

Источник: Архив патологии, 2009, № 1

Авторы: Н. М. Аничков, Ю. Л. Перов

История мировой науки знает немного таких ученых, чьи работы были бы столь значимы, разнообразны и плодотворны. Публикации, посвященные Вирхову, бесчисленны. И в связи со 150-летней годовщиной учения о целлюлярной патологии мы решили поделиться материалом, собранным нами об этом великом человеке.

Читать статью полностью, формат pdf

Сенильный аортальный стеноз — век изучения (к 100-летию публикации И. Менкеберга)

Источник: Клиническая медицина, 2004, № 12

Авторы: Егоров И. В.

Тема кальцинированного аортального стеноза (АС) уже более 300 лет остается в центре внимания исследователей. «Парижский портной, еще не старый, пообедав, вышел из дома, но, не пройдя и 40-ка шагов, неожиданно упал и умер. Тело его было вскрыто, но никаких болезней не нашли, кроме того, что три обособленные створки в основании аорты были окостеневшими». Таково первое упоминание об этом заболевании, сделанное S. Bonet в 1679 г.

Читать статью полностью, формат pdf

Создание учебных пособий на кафедре патологической анатомии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

Источник: Архив патологии, 1999, №5

Авторы: Варшавский В.А.

В течение всего периода деятельности (150 лет) кафедра патологической анатомии исповедовала клинико-анатомическое направление, сохраняя преемственность традиций в научной и педагогической работе. Все 8 заведующих кафедрой, представители одной школы, сменяя друг друга, большое внимание уделяли обеспечению учебного процесса необходимыми учебниками, атласами и руководствами. Первый заведующий кафедрой Алексей Иванович Полунин внимательно следил за успехами естествознания в начале и середине XIX века, определявшими развитие патологической анатомии. Все эти достижения внедрялись им в учебный процесс.

Читать статью полностью, формат pdf

Становление и развитие акушерства и гинекологии в Медико-Хирургической (Военно-Медицинской) академии

Источник: Акушерство и гинекология, 1999, № 1

Авторы: КИРА Е. Ф., ЦВЕЛЕВ Ю. В.

Официальной датой учреждения Санкт-Петербургской медико-хирургической академии считается 31 (18) декабря 1798 г. — день подписания указа императором Павлом I. В числе первых 7 кафедр академии была учреждена и "кафедра повивального искусства и судной медицинской науки". За 200-летний период старейшей отечественной кафедрой акушерства и гинекологии пройден непростой исторический путь, многими поколениями ее сотрудников и питомцев завоеван высокий авторитет, накоплен бесценный педагогический опыт.

Читать статью полностью, формат pdf

Становление и развитие кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики медико-профилактического факультета ММА им. И. М. Сеченова

Источник: Гигиена и санитария, 2001, № 5

Авторы: Кучеренко В. 3.,Сырцова Л. Е.,Алексеева В. М.,Ведмеденко Л. Ф.

3 октября 1921 г. научно-техническая секция Государственного ученого совета Наркомпроса приняла решение о создании при 1-м Московском государственном университете кафедры социальной гигиены. Свою педагогическую деятельность она начала в 1922/23 учебном году. Возглавил вновь открытую кафедру нарком здравоохранения, широко признанный в последующие годы в нашей стране и за рубежом, ученый-лидер и ведущий практик — организатор государственной системы здравоохранения — Николай Александрович Семашко.

Читать статью полностью, формат pdf

Становление клинического преподавания в Европе в первой половине XVIII века

Источник: Клиническая медицина, 1998, № 4

Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.

В первой половине XVIII столетия практика проведения занятий в клинике у постели больного со студентами медицинских факультетов выходит за пределы университетов одной страны.  В течение пяти с небольшим десятилетий более или менее результативные попытки внедрить больного в учебный процесс были предприняты в Италии (Рим, 1701 г.), Шотландии (Эдинбург, 1729 г.), Германии (Галле, 1717 г.; Вюрцбург, 1729 г.; Дрезден, 1735 г.; Эрфурт, 1754 г.), Франции (Страсбург, 1738 г.), Австрии (Вена, 1754 г.).

Читать статью полностью, формат pdf

Теоретическая патология Р. Вирхова и современные проблемы инфекционных заболеваний ( к 175-летию со Дня Рождения Р. Вирхова)

Источник: Архив патологии, 1997, №3

Авторы: Б.М. Ариэль, Ю.А. Барштейн (Санкт-Петербург, Киев)

В последнее время все чаще и все настойчивее звучит мысль, что патологоанатомы незаслуженно пренебрегают теоретическими исследованиями. Инфекционная патология может по справедливости разделить этот упрек с другими дисциплинами, и это неудивительно, поскольку слишком велик соблазн предпочесть конкретные фактические наблюдения их абстрактному теоретическому осмыслению и систематизации. К тому же описательная патология имеет в настоящее время большее методическое обеспечение, чем теоретическая.

Читать статью полностью, формат pdf