Категории материалов
Преподавание гигиены детей и подростков в Высшей медицинской школе
Источник: Гигиена и санитария, 2001, № 3
Авторы: Кучма В. Р.
Гигиена детей и подростков как профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, их влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков, в своем развитии за 115 лет прошла путь от частного раздела, курса общей гигиены до самостоятельной дисциплины, врачебной и академической специальности в здравоохранении и Российской академии медицинских наук.
Читать статью полностью, формат pdfРоль кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова в подготовке медицинских кадров и развитии гигиенической науки (к 70-летию основания кафедры)
Источник: Гигиена и санитария, 1997, № 1
Авторы: Кучма В. Р.
Архивные материалы к отчету 1-го МГУ им. М. В. Ломоносова за 1926—1927 гг. свидетельствуют о том, что 15 ноября 1926 г. доктор А. В. Мольков был утвержден временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой гигиены воспитания. В разделе методической работы отмечается, что особенностью 1926—1927 гг. было введение в жизнь нового учебного плана, утвержденного весной 1926 г. Это повлекло за собой введение ряда новых предметов (гигиена воспитания, гигиена труда, статистика с антропометрией, военные науки). Архивы содержат и материалы кафедры гигиены воспитания, в частности в области научной и преподавательской деятельности она протекала по следующим основным направлениям.
Читать статью полностью, формат pdfСенильный аортальный стеноз — век изучения (к 100-летию публикации И. Менкеберга)
Источник: Клиническая медицина, 2004, № 12
Авторы: Егоров И. В.
Тема кальцинированного аортального стеноза (АС) уже более 300 лет остается в центре внимания исследователей. «Парижский портной, еще не старый, пообедав, вышел из дома, но, не пройдя и 40-ка шагов, неожиданно упал и умер. Тело его было вскрыто, но никаких болезней не нашли, кроме того, что три обособленные створки в основании аорты были окостеневшими». Таково первое упоминание об этом заболевании, сделанное S. Bonet в 1679 г.
Читать статью полностью, формат pdfОт целлюлярной патологии Вирхова до молекулярной патологии сегодняшнего дня
Источник: Архив патологии, 2001, № 1
Авторы: В. В. Серов
Без малого полтора столетия тому назад Рудольф Вирхов обосновал клеточную теорию патологии человека, которая положила начало не только микроскопическому изучению патологических процессов и болезней. Важно подчеркнуть, что целлюлярная патология не исключала структурно-функционального подхода в оценке патологического процесса. Р. Вирхов считал, что у постели больного "врач, чтобы успешно действовать, нуждается прежде всего в знании регуляторных путей. То, что интересует врача, это отнюдь не клетка, но всегда их сумма".
Читать статью полностью, формат pdfБольничная реформа в Вильнюсе: от домов призрения к лечебным учреждениям (конец XVIII — начало XIX веков)
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 3
Авторы: А. Андрюшис
Свою историю Вильнюсские больницы ведут с начала XVI века, когда доктор философии и медицины Мартин из Душник в 1510—1518 гг. учредил и оборудовал госпиталь Св. Йова, позднее известный как шпитоль Марии Магдалины, на 10 коек с аптечкой.
Читать статью полностью, формат pdfКафедра эпидемиологии московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Авторы:
Покровский В. И.
Брико Н. И.
Куралесина В. К.
Лиенко Б. П.
Ряпис Л. А.
Истоки преподавания эпидемиологии можно отнести к 1768 г., когда на одном из заседаний в Московском университете С. Т. Зыбелиным была произнесена речь "О пользе прививной оспы и о преимуществе оной перед естественной с моральными и физическими воздержаниями против нездравомыслящих". В последующем преподавание вопросов борьбы с заразными болезнями было связано с профессорами Московского Университета Е. О. Мухиным, М. Я. Мудровым и И. Е. Дядьковским, которые уже тогда пропагандировали и развивали профилактические направления в медицине.
Читать статью полностью, формат pdf