Категории материалов
Медицинские институты пpи pоссийских унивеpситетах —особый (тpетий) тип высших медицинских учебных заведений Pоссии пеpвой тpети XIX века
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 2
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Астахова Е. Ю.
Согласно сложившемуся в отечественной историко-медицинской литературе мнению, в России в XIX веке существовало 2 типа высших медицинских учебных заведений: медико-хирургические академии и медицинские факультеты университетов.
Читать статью полностью, формат pdfМедицинский факультет Московского унивеpситета на медалях импеpатоpской Pоссии
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 5
Авторы: Гpибанов Э. Д.
21 декабря 1725 г. императрица Елизавета I (1725—1727 гг.) учредительным Указом открыла отечественную Императорскую академию наук, созданную по замыслу императора Петра I. К сожалению, великий император Российской империи не дождался этого события, он умер 28 января 1725 г. Академию наук (АН) России он рассматривал как венец своих усилий в стремлении "науки производить и оные распространять".
Читать статью полностью, формат pdfМетодическое совершенствование лабораторий кафедры патологической анатомии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
Источник: Архив патологии, 1999, № 5
Авторы: Пауков В. С.
Первый заведующий кафедрой патологической анатомии Императорского Московского университета проф. А. И. Полунин понимал, что без определенных методических подходов к морфологическим исследованиям трудно раскрыть сущность патологического процесса. В этот период научный мир обсуждал результаты работы Р. Вирхова, полученные им с помощью микроскопа, который позволил по существу открыть новую область биологии и медицины — целлюлярную патологию.
Читать статью полностью, формат pdfНаучная работа кафедры патологической анатомии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
Источник: Архив патологии, 1999, № 5
Авторы: Коган Е. А., Иванов А. А.
Развитие отечественной патологической анатомии тесно связано с одной из старейших патолого-анатомических школ России, возникшей на кафедре патологической анатомии Московского университета. Кафедральная школа патологической анатомии за 150 лет своего существования обрела научные традиции, передающиеся из поколения в поколение и сохраненные до настоящего времени.
Читать статью полностью, формат pdfО дате открытия медицинского факультета Московского университета
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 6
Авторы: СТОЧИК А. М.
На первый взгляд, проблема решена: официальные документы, изданные органами государственной власти СССР, называют 1765 год. Руководствуясь этой датой, Президиум Верховного Совета СССР наградил 1-й Московский медицинский институт в 1940 г. в связи со 175-летнем орденом Ленина, в 1965 г. — в связи с 200-летием — орденом Трудового Красного Знамени.
Читать статью полностью, формат pdfО клинической базе Московского университета в XVIII веке
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 3
Авторы: СТОЧИК А. М.
Среди проблем истории медицинского факультета Московского университета внимание исследователей не перестает привлекать вопрос о существовании в XVIII веке клинической базы для преподавания практических медицинских дисциплин.
Читать статью полностью, формат pdfО клинической подготовке врачей в средневековых университетах
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
"Дайте ученикам хорошее клиническое образование и лишь после того пускайте в госпитали", — писал в 1804 г., возражая против существовавшей системы подготовки медицинских кадров, знаменитый немецкий врач, организатор и аналитик И.П. Франк.
Читать статью полностью, формат pdfОpганизационно-методические аспекты внедpения в учебный пpоцесс на медицинском факультете Московского унивеpситета этапности клинического пpеподавания
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 3
Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Одной из важнейших отличительных особенностей реформы учебного процесса на медицинском факультете Московского университета, осуществленной во второй половине 40-х годов XIX века в связи с принятием в 1845 г. знаменитого "Дополнительного постановления...", стало чрезвычайно быстрое по российским меркам достижение желаемого результата.
Читать статью полностью, формат pdfОбщественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России (конец XIX – начало XX вв.)
Источник:
Авторы: Гончар В.В., Ратманов П.Э.
Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется в истории отечественной медицины невиданным подъемом, когда медицинская общественность активно участвовала в общественно-политической жизни страны, предлагая пути решения многих актуальных для той эпохи проблем, не редко выходящих далеко за рамки узкопрофессиональных медицинских вопросов.
Читать статью полностью, формат pdfОрганизация и содержание учебного пpоцесса на медицинском факультете Московского унивеpситета в связи с введением устава 1835 г. Сообщение 2.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
В сравнении с Уставом Императорского Московского университета (1804 г.) нововведения, запланированные разработчиками и составителями Общего Устава Императорских Российских Университетов (1835 г.) в плане организации и содержании учебного процесса, носили менее радикальный характер, и все же объем предстоявших преобразований был весьма значителен.
Читать статью полностью, формат pdfОрганизация и содержание учебного пpоцесса на медицинском факультете Московского унивеpситета в связи с введением устава 1835 г. Сообщение 1.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Преобразования в организации и содержании учебного процесса, происшедшие на медицинском факультете Московского университета в связи с введением в действие нового университетского Устава 1835 г. по праву могут быть отнесены к числу самых "незамеченных" отечественными историками медицины.
Читать статью полностью, формат pdfОрганизация и содержание учебного процесса на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 5
Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н.
Обучение — основная функция университета. Поэтому без рассмотрения и анализа организации и содержания учебного процесса невозможно объективно воссоздать историю как университета в целом, так и отдельных его факультетов. Между тем в литературе, посвященной истории медицинского факультета Московского университета, этим вопросам уделено недостаточное внимание.
Читать статью полностью, формат pdf