Категории материалов
Рудольф Вирхов: 150 лет учению о целлюлярной патологии
Источник: Архив патологии, 2009, № 1
Авторы: Н. М. Аничков, Ю. Л. Перов
История мировой науки знает немного таких ученых, чьи работы были бы столь значимы, разнообразны и плодотворны. Публикации, посвященные Вирхову, бесчисленны. И в связи со 150-летней годовщиной учения о целлюлярной патологии мы решили поделиться материалом, собранным нами об этом великом человеке.
Читать статью полностью, формат pdfРоль кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова в развитии научных и методических основ профилактической медицины
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Авторы:
Румянцев Г. И.
Новиков С. М.
Козлова Т. А.
Беляева Н. Н.
Прохоров Н. И.
Основателем кафедры гигиены Московского университета в 1884 г. и ее первым заведующим был профессор Ф. Ф. Эрисман, один из основоположников отечественной гигиенической науки. Из кафедры общей гигиены стали выделяться самостоятельные курсы, которые в 1-м Московском медицинском институте превратились в самостоятельные кафедры (гигиены труда, школьной гигиены, гигиены питания и коммунальной гигиены). Таким образом, кафедра гигиены МГУ стала родоначальницей первого санитарно-гигиенического факультета в стране.
Читать статью полностью, формат pdfРоль кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова в подготовке медицинских кадров и развитии гигиенической науки (к 70-летию основания кафедры)
Источник: Гигиена и санитария, 1997, № 1
Авторы: Кучма В. Р.
Архивные материалы к отчету 1-го МГУ им. М. В. Ломоносова за 1926—1927 гг. свидетельствуют о том, что 15 ноября 1926 г. доктор А. В. Мольков был утвержден временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой гигиены воспитания. В разделе методической работы отмечается, что особенностью 1926—1927 гг. было введение в жизнь нового учебного плана, утвержденного весной 1926 г. Это повлекло за собой введение ряда новых предметов (гигиена воспитания, гигиена труда, статистика с антропометрией, военные науки). Архивы содержат и материалы кафедры гигиены воспитания, в частности в области научной и преподавательской деятельности она протекала по следующим основным направлениям.
Читать статью полностью, формат pdfРоберт Кох (1843—1910)
Источник: Клиническая медицина, 1996, № 1
Авторы: Теличкин И. А. (Севастополь)
Важнейшие откpытия в бактеpиологии были сделаны в бытовых условиях, одним человеком, с помощью пpостейших пpиспособлений. Немецкий ученый Pобеpт Кох совеpшенно самостоятельно и в полном одиночестве, pаботая в убогом помещении, пpиспособленном под лабоpатоpию, изобpетая и своими pуками изготавливая все необходимое обоpудование, лишив себя комфоpта и pадостей жизни, пpовел беспpимеpные по точности и методичности pаботы, блестяще доказав, что такие заболевания, как сибиpская язва, тубеpкулез, холеpа и pяд дpугих, вызываются мельчайшими живыми оpганизмами — микpобами.
Читать статью полностью, формат pdfРеформа университетского медицинского образования в Австрии во второй половине XVIII века
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 4
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Коренное отличие систем высшего медицинского образования прошлого и настоящего состоит главным образом в том, что вплоть до XIX века медицинские факультеты университетов не готовили специалистов, способных оказывать практическую помощь больным, будь то врачи-интернисты, хирурги, акушеры или фармацевты.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка программы обучения на медицинском факультете Московского унивеpситета в пеpиод pаботы по подготовке устава 1835 г. Сообщение 2. Пpоект Ю. Х. Лодеpа и его судьба
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Введение курсовой системы организации учебного процесса показало эффективность совместной работы попечителя с ведущей профессурой медицинского факультета. Но если М. Я. Мудров, что называется, скрепя сердце, ради дела или под давлением обстоятельств пошел на компромисс, начав сотрудничество с А. А. Писаревым, то для Ю. X. фон Лодера такой компромисс был невозможен.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка программы обучения на медицинском факультете Московского унивеpситета в пеpиод pаботы по подготовке устава 1835 г. Сообщение 1. События 1825—1828 гг.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1998, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Предусматривавшаяся "Уставом" 1804 г. переориентация деятельности медицинского факультета на выпуск специалистов, уровень практической подготовки которых позволял бы присваивать им одновременно с окончанием университета право на врачебную практику, потребовала коренной реорганизации всего учебного процесса.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.) Продолжение.
Источник: Клиническая медицина, 2001, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Хотя решение о введении этапности клинического преподавания и организации в Московском университете двух типов учебных клиник было окончательно принято министром народного просвещения С. С. Уваровым и согласовано со всеми заинтересованными сторонами в течение второй половины 1842 г. — начала 1843 г., работа над подготовкой официального документа, законодательно закреплявшего новый порядок клинического обучения студентов медицинского факультета, продолжалась еще около 3 лет и завершилась принятием знаменитого "Дополнительного постановления о медицинском факультете Императорского Московского университета" лишь в декабре 1845 г.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.)
Источник: Клиническая медицина, 2000, № 12
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Впервые с идеей разделить весь необходимый для формирования завершенного специалиста объем клинической подготовки на несколько последовательных взаимосвязанных этапов и организовать два типа учебных клиник выступили профессора медицинского факультета Московского университета в 1835 г.
Читать статью полностью, формат pdfРазвитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 2.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 5
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
В начале XIX века, когда ведущими университетами Европы уже активно решались вопросы выбора направления дальнейшего развития клинического преподавания, медицинским факультетам России еще только предстояло встать на путь вовлечения больных в учебный процесс.
Читать статью полностью, формат pdfРазвитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 1.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 4
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинских факультетах Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—80-х годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, А. де Гаеном, М. Штоллем, И. П. Франком, в ходе которых были полностью отработаны методика и идеология преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного, ознаменовали собой окончание периода становления клинического преподавания в университетах Европы.
Читать статью полностью, формат pdfПреподавание химии на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 5
Авторы: Сточик А. М., Шамин А. Н.
Восемнадцатому веку принадлежит особое место в истории химии. Начавшиеся еще в XVII веке процессы размежевания химии и медицины и становления химии как единой и самостоятельной науки в XVIII веке протекали наиболее интенсивно и практически завершились.
Читать статью полностью, формат pdf