Категории материалов
Медицинские институты пpи pоссийских унивеpситетах —особый (тpетий) тип высших медицинских учебных заведений Pоссии пеpвой тpети XIX века
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 2
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Астахова Е. Ю.
Согласно сложившемуся в отечественной историко-медицинской литературе мнению, в России в XIX веке существовало 2 типа высших медицинских учебных заведений: медико-хирургические академии и медицинские факультеты университетов.
Читать статью полностью, формат pdfМедико-профилактический факультет московской Медицинской академии им. И. М. Сеченова на пороге XXI века
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Авторы: Несвижский Ю. В., Миннибаев Т. Ш., Алексеева В. М., Соколова Т. В.
23 июня 1930 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов". В соответствии с этим постановлением 19 июля 1930 г. медицинский факультет был выведен из состава МГУ и реорганизован в самостоятельный 1-й Московский медицинский институт в составе двух факультетов: лечебно-профилактического и нового санитарно-профилактического, который в 1935 г. был переименован в санитарно-гигиенический, а в 1992 г. — в медико-профилактический факультет. Такой факультет был создан впервые в истории мирового медицинского образования.
Читать статью полностью, формат pdfМ. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 2.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2002, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Главная работа началась во второй половине 1818 г., когда М. Я. Мудрову по заданию попечителя Московского учебного округа А. П. Оболенского пришлось буквально в пожарном порядке готовить пакет документов, в совокупности составивших проект "Устроения Терапевтического института или Врачебной школы на 100 воспитанников при Императорском Московском университете".
Читать статью полностью, формат pdfМ. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 1.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 6
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Возникновение современной модели и современных целевых установок высшего медицинского образования относится ко 2-й половине XVIII века и связано прежде всего с внедрением преподавания практических врачебных наук у постели больного и совершенствованием его форм и методов.
Читать статью полностью, формат pdfКлиническое преподавание во Франции в первой половине XIX века
Источник: Клиническая медицина, 1999, № 8
Авторы: Сточик А. М., Загправкин С. Н. , Сточик А. А.
Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинском факультете Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—90-годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, И. Франком, А. де Гаеном, М. Штолем, результатом которых стало стремительное превращение Венского университета в ведущий центр подготовки врачей в Европе и формирование в его стенах крупнейшей клинической школы, имели широкий резонанс в медицинском мире второй половины XVIII столетия.
Читать статью полностью, формат pdfКлиническое преподавание в Германии в первой половине XIX века
Источник: Клиническая медицина, 1999, № 9
Авторы: Сточик Л. М., Затравкин С. Н., Сточик Л. Л.
К началу XIX столетия история практических форм обучения внутренней медицине, хирургии, акушерству в университетах Германии насчитывала уже около века, а использование больных в учебном процессе на медицинских факультетах уже давно стало обычным явлением внутриуниверситетской жизни. Напомним, что первым немецким университетом, где студентам были созданы условия для изучения практической медицины,у постели больного, был университет в Галле.
Читать статью полностью, формат pdfКлинические институты Московского университета (1812—1846 гг.)
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
К зиме 1812—1813 гг. история первых клиник медицинского факультета Московского университета насчитывала всего около 7 лет. Только-только обустроили и оборудовали помещения, организовали прием больных и начали проводить занятия со студентами, как судьбе было угодно проверить идею преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного на "прочность".
Читать статью полностью, формат pdfКафедра эпидемиологии московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
Источник: Гигиена и санитария, 2000, № 6
Авторы:
Покровский В. И.
Брико Н. И.
Куралесина В. К.
Лиенко Б. П.
Ряпис Л. А.
Истоки преподавания эпидемиологии можно отнести к 1768 г., когда на одном из заседаний в Московском университете С. Т. Зыбелиным была произнесена речь "О пользе прививной оспы и о преимуществе оной перед естественной с моральными и физическими воздержаниями против нездравомыслящих". В последующем преподавание вопросов борьбы с заразными болезнями было связано с профессорами Московского Университета Е. О. Мухиным, М. Я. Мудровым и И. Е. Дядьковским, которые уже тогда пропагандировали и развивали профилактические направления в медицине.
Читать статью полностью, формат pdfКафедра гигиены детей и подростков как учебно-методический и научный центр в системе последипломного образования
Источник: Гигиена и санитария, 2005, № 3
Авторы: Сухарев А. Г., Каневская Л. Я., Шелонина О. А.
Одной из первых кафедр в составе Российской медицинской академии последипломного образования — кафедре гигиены детей и подростков — в 2004 г. исполнилось 70 лет. За эти годы название кафедры трижды менялось: "Охрана здоровья детей и подростков и школьная санитария", "Школьная гигиена", а с 1957 г. — "Гигиена детей и подростков".
Читать статью полностью, формат pdfК столетию клинического гоpодка Московского унивеpситета на Девичьем поле
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 6
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Создание Клинического городка Московского университета на Девичьем поле — итог длительной работы, поиска путей приведения учебной базы медицинского факультета в соответствие с масштабами развития клинического преподавания и численностью студентов, обучавшихся медицине.
Читать статью полностью, формат pdfК истории становления и развития кафедры гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования
Источник: Гигиена и санитария, 1996, № 2
Авторы: Фокина Н. С., Сухарев А. Г.
Кафедре гигиены детей и подростков в 1994 г. исполнилось 60 лет. Ее организатором и первым руководителем был крупный ученый-гигиенист заслуженный деятель науки профессор Альфред Владиславович Мольков (1870—1947 гг.), имевший большой опыт преподавания в высшей медицинской школе. В прошлом санитарный врач Московской губернии он прекрасно знал практическую сторону школьной гигиены и потому мог успешно решать задачи, связанные с содержанием и методикой обучения специалистов в области охраны здоровья детей.
Читать статью полностью, формат pdfК истории открытия клинических институтов Московского университета
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 2
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
В истории любого учебного заведения существуют события, которые не остаются незамеченными, мимо которых трудно или даже невозможно пройти. Для медицинского факультета Московского университета одним из них по праву считается открытие в 1805—1806 гг. первых университетских клиник.
Читать статью полностью, формат pdf