Категории материалов
Взаимовлияние учебных пpогpамм медицинского института и медицинского факультета Московского унивеpситета в 1818—1834 гг.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 5
Авторы: Сточик А. М. ,Затpавкин С. Н., Астахова Е. Ю.
Создание в первой четверти XIX века Медицинского института при Московском университете имело далеко идущие последствия.
Читать статью полностью, формат pdfИз истории патологии XIX века. Р. Вирхов и реформа патологии второй половины XIX века
Источник: Архив патологии, 2010, № 1
Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н.
"То, чего патология уже достигла и что именно мне, как я могу допустить, доставило великую честь заседать сегодня среди столь избранных представителей науки, — говорил Р. Вирхов 2 июля 1874 г. в день избрания его действительным членом Берлинской академии наук, — это вновь приобретенная связь патологии с общим прогрессом естествознания.
Читать статью полностью, формат pdfИз истории патологии XIX века. Реформа патологии в судьбе первого профессора патологической анатомии Московского Университета А. И. Полунина
Источник: Архив патологии, 2010, № 2
Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н.
Начатая Р. Вирховом и продолженная его учениками и последователями реформа патологии стала определяющим фактором бурного развития теоретической и клинической медицины. Однако "время соревнования открытий" наступило далеко не одновременно с признанием вирховских идей. Внедрение в массовое врачебное сознание принципиально новых взглядов на болезнь и новых подходов к познанию и изучению патологических процессов протекало непросто.
Читать статью полностью, формат pdfКлиническое преподавание в Германии в первой половине XIX века
Источник: Клиническая медицина, 1999, № 9
Авторы: Сточик Л. М., Затравкин С. Н., Сточик Л. Л.
К началу XIX столетия история практических форм обучения внутренней медицине, хирургии, акушерству в университетах Германии насчитывала уже около века, а использование больных в учебном процессе на медицинских факультетах уже давно стало обычным явлением внутриуниверситетской жизни. Напомним, что первым немецким университетом, где студентам были созданы условия для изучения практической медицины,у постели больного, был университет в Галле.
Читать статью полностью, формат pdfОрганизация и содержание учебного процесса на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1995, № 5
Авторы: Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н.
Обучение — основная функция университета. Поэтому без рассмотрения и анализа организации и содержания учебного процесса невозможно объективно воссоздать историю как университета в целом, так и отдельных его факультетов. Между тем в литературе, посвященной истории медицинского факультета Московского университета, этим вопросам уделено недостаточное внимание.
Читать статью полностью, формат pdfВозникновение идеи этапности клинического преподавания. События 1835—1840 гг.
Источник: Клиническая медицина, 2000, № 10
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Среди множества работ, в той или иной мере затрагивающих проблемы истории отечественной медицины первой половины XIX века, крайне трудно отыскать такую, в которой бы не сообщалось о проведенной в 30—40-х годах серии крупных реформ в сфере высшего медицинского образования, не приводился бы перечень осуществленных преобразований, не разбиралось бы их влияние на развитие русской медицины и медицинской науки.
Читать статью полностью, формат pdfВозникновение идеи этапности клинического преподавания. События 1840—1841 гг.
Источник: Клиническая медицина, 2000, № 11
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Неудача, постигшая профессоров Московского университета, выступивших в 1835 г. с предложением ввести этапность клинического преподавания и организовать дополнительную "медико-хирургическую" клинику на базе городской больницы, не изменила их взглядов на необходимость реформирования сложившегося на медицинских факультетах российских университетов порядка клинического преподавания.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.)
Источник: Клиническая медицина, 2000, № 12
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Впервые с идеей разделить весь необходимый для формирования завершенного специалиста объем клинической подготовки на несколько последовательных взаимосвязанных этапов и организовать два типа учебных клиник выступили профессора медицинского факультета Московского университета в 1835 г.
Читать статью полностью, формат pdfРазработка идеи этапности клинического преподавания (1842—1845 гг.) Продолжение.
Источник: Клиническая медицина, 2001, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А.
Хотя решение о введении этапности клинического преподавания и организации в Московском университете двух типов учебных клиник было окончательно принято министром народного просвещения С. С. Уваровым и согласовано со всеми заинтересованными сторонами в течение второй половины 1842 г. — начала 1843 г., работа над подготовкой официального документа, законодательно закреплявшего новый порядок клинического обучения студентов медицинского факультета, продолжалась еще около 3 лет и завершилась принятием знаменитого "Дополнительного постановления о медицинском факультете Императорского Московского университета" лишь в декабре 1845 г.
Читать статью полностью, формат pdfМ. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 1.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2001, № 6
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Возникновение современной модели и современных целевых установок высшего медицинского образования относится ко 2-й половине XVIII века и связано прежде всего с внедрением преподавания практических врачебных наук у постели больного и совершенствованием его форм и методов.
Читать статью полностью, формат pdfМ. Я. Мудpов и становление клинического пpеподавания в Московском унивеpситете (к 225-летию со дня pождения М. Я. Мудpова, 1776—2001 гг.) Сообщение 2.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2002, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Главная работа началась во второй половине 1818 г., когда М. Я. Мудрову по заданию попечителя Московского учебного округа А. П. Оболенского пришлось буквально в пожарном порядке готовить пакет документов, в совокупности составивших проект "Устроения Терапевтического института или Врачебной школы на 100 воспитанников при Императорском Московском университете".
Читать статью полностью, формат pdfРазвитие клинического преподавания в первой половине XIX века. Сообщение 1.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 4
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н., Сточик А. А.
Преобразования в организации и содержании учебного процесса на медицинских факультетах Венского и других австрийских университетов, осуществленные в 50—80-х годах XVIII века Г. Ван-Свитеном, А. де Гаеном, М. Штоллем, И. П. Франком, в ходе которых были полностью отработаны методика и идеология преподавания практических медицинских дисциплин у постели больного, ознаменовали собой окончание периода становления клинического преподавания в университетах Европы.
Читать статью полностью, формат pdf