Категории материалов
Пpеподавание патологической анатомии в Московском унивеpситете в пеpвой половине XIX века. Сообщение 2.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1999, № 6
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
В литературе утвердилось мнение, что рекомендации М. Я. Мудрова, изложенные в письме М. Н. Муравьеву от 27 марта 1805 г. в части введения в программы "практических (рукодеятельных) наук" патологоанатомических материалов в Московском университете, остались без последствий.
Читать статью полностью, формат pdfПpеподавание патологической анатомии в Московском унивеpситете в пеpвой половине XIX века. Сообщение 3.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
В 1824—1825 гг. М. Я. Мудров неожиданно для окружающих превратился в сторонника идей парижского профессора Ф. Бруссе.
Читать статью полностью, формат pdfПpеподавание патологической анатомии в Московском унивеpситете в пеpвой половине XIX века. Сообщение 4.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 2
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
"Особое мнение..." М. Я. Мудрова пролежало без движения в Министерстве народного просвещения более 3 лет.
Читать статью полностью, формат pdfПpеподавание патологической анатомии в Московском унивеpситете в пеpвой половине XIX века. Сообщение 5.
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 2000, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
С. С. Уваров не воспользовался полностью отработанным учебным планом Ю. X. Лодера, а, отложив введение в действие нового устава до 1 января 1836 г., предложил университетам самим отработать последовательность и объем преподавания перечисленных в уставе учебных дисциплин.
Читать статью полностью, формат pdfРеформа университетского медицинского образования в Австрии во второй половине XVIII века
Источник: Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1997, № 4
Авторы: Сточик А. М., Затpавкин С. Н.
Коренное отличие систем высшего медицинского образования прошлого и настоящего состоит главным образом в том, что вплоть до XIX века медицинские факультеты университетов не готовили специалистов, способных оказывать практическую помощь больным, будь то врачи-интернисты, хирурги, акушеры или фармацевты.
Читать статью полностью, формат pdfАвстрийская реформа университетского медицинского образования во второй половине XVIII века.
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 5
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
К середине XVIII столетия история становления клинического преподавания насчитывала уже более 200 лет. За это время идея вовлечения больного в учебный процесс на медицинских факультетах университетов получила существенное развитие: возникли и сформировались организационные подходы к проведению занятий у постели больного, был разработан и апробирован целый ряд различных методических приемов практического обучения студентов в клинике.
Читать статью полностью, формат pdfВклад Германа Бургаве в становление офтальмологии в XVIII веке
Источник: Клиническая медицина, 2006, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
В отечественной историко-медицинской литературе о Г. Бургаве и его многогранной научной, педагогической и врачебной деятельности написано немало. Известны десятки публикаций, в которых подробно рассматривается его плодотворная работа в качестве профессора Лейденского университета, получившая широчайшую известность в Европе и снискавшая Г. Бургаве славу «учителя европейских врачей» 1-й трети XVIII века; описываются его бесспорные научные заслуги в области химии и ботаники, теоретической и практической медицины, анализируется созданное им законченное «медицинское учение», названное его именем.
Читать статью полностью, формат pdfГерман Бургаве: закат клинического преподавания в Лейденском университете
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 3
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Расцвет преподавания у постели больного в Лейденском университете обычно связывают с деятельностью Г. Бургаве (1668—1728 гг.), с периодом, когда он был профессором Лейденского "Collegium medico-practicum". "Ему было суждено — писал в 1968 г. о Бургаве известный исследователь его творчества амстердамский историк медицины проф. Г. Линдебум, — поднять преподавание у постели больного до невиданных высот, и на этом в основном зиждется его бессмертие".
Читать статью полностью, формат pdfИз истории становления клинического преподавания: лейденский прорыв
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 2
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
К началу XVII века на медицинских факультетах университетов Италии после нескольких десятилетий весьма успешного преподавания практической медицины у постели больного произошел возврат к прежним традиционным сугубо теоретическим формам изложения этой дисциплины.
Читать статью полностью, формат pdfО клинической подготовке врачей в средневековых университетах
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 1
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
"Дайте ученикам хорошее клиническое образование и лишь после того пускайте в госпитали", — писал в 1804 г., возражая против существовавшей системы подготовки медицинских кадров, знаменитый немецкий врач, организатор и аналитик И.П. Франк.
Читать статью полностью, формат pdfПреподавание практической медицины на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке
Источник: Клиническая медицина, 1996, № 7
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
Согласно структуре университетского медицинского образования, изложенной пpофессоpом и деканом Лейпцигского унивеpситета Х. Г. Людвигом в 1752 г., пpактическая медицина относилась в тот период наряду с хирургией, судебной медициной и казуистикой к числу дисциплин, составлявших учебный блок "медицинская пpактика" [20], и пpедставляла собой куpс, в pамках котоpого "сообщалось о внутренних лечениях" или, выpажаясь совpеменным языком, "о внутpенних болезнях".
Читать статью полностью, формат pdfСтановление клинического преподавания в Европе в первой половине XVIII века
Источник: Клиническая медицина, 1998, № 4
Авторы: Сточик А. М., Затравкин С. Н.
В первой половине XVIII столетия практика проведения занятий в клинике у постели больного со студентами медицинских факультетов выходит за пределы университетов одной страны. В течение пяти с небольшим десятилетий более или менее результативные попытки внедрить больного в учебный процесс были предприняты в Италии (Рим, 1701 г.), Шотландии (Эдинбург, 1729 г.), Германии (Галле, 1717 г.; Вюрцбург, 1729 г.; Дрезден, 1735 г.; Эрфурт, 1754 г.), Франции (Страсбург, 1738 г.), Австрии (Вена, 1754 г.).
Читать статью полностью, формат pdf